Разработка и создание информационной системы для оценки потребительских предпочтений - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Разработка и создание информационной системы для оценки потребительских предпочтений

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.

Без сбора информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием.

Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей [1].

Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений.

Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которых с определенной долей условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы, а также различные модели потребительского рынка модели, но для успешного их применения необходимо удобное программное обеспечение, которые позволило бы автоматизировать вычисления, сохранять и передавать результаты [2], например системы поддержки принятие решений [3].

ВЫБОР МОДЕЛИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Для начала необходимо выбрать модель и метод оценки потребительских предпочтений.

Модель «продукт–рынок» дает представление маркетингу о параметрическом распределении товаров на рынке на основании их схожести, но не отвечает на вопрос, какие продукты собирается приобретать потребитель и почему.

Многомерный метод анализа более полный анализ поведения покупателей, но из того, что потребитель оценивает товары как схожие, еще не следует, что он отдает им одинаковое предпочтение.

Использование модели Розенберга, с точки зрения работы с товаром, также связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.

Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

Метод идеальной точки выражается в формуле:

где – оценка потребителями марки ;

– важность характеристики ;

– оценка характеристики марки с точки зрения потребителей;

– идеальное значение характеристики марки с точки зрения потребителей.

Он имеет все преимущества вышеописанных методов и при этом лишен их недостатков. Однако его можно улучшить, нормируя разницу между оценкой характеристики потребителем и идеальным объектом, что позволит свести несколько оценок, приставленных в разных шкалах, к одной общей суммарной. Таким образом, формула примет вид:

Программная реализация была выполнена в виде веб приложение на языке программирования JavaScript с использованиефреймворка Vue для создания интерфейса.

При запуске программы пользователя встречает главное окно (рисунок 1).

Рис. 1 Интерфейс главного окна приложения

Ввод товаров и данных критериев происходит в таблицах. В верхней части расположена таблица для товаров, ниже кнопки для добавление новых критериев, импорта и экспорта данных и собственно таблица с данными.

Удаление критериев и товаров происходит с помощью красного значка справа от критерия. Удаление единственного критерия, как и товара, не допускается (рисунок 2).

Рис. 2 Удаление единственного критерия невозможно, и соответствующая кнопка пропала

При нажатии на кнопку «Рассчитать» в нижней части экрана приложения выводится конечный результат оценки товара по введенным критериям, а также по каждому критерию отдельно как показано на рисунке 3.

Рис. 3 Результат расчета оценки товара

Также мы можем сохранить веденные критерии и их данные в файл, нажав на кнопку «Экспортировать данные» в верхней области окна программы, рисунок 4.

Рис. 4 Экспорт таблицы критериев

Теперь даже после удаления критериев или перезагрузки приложения мы можем импортировать сохраненный файл, рисунок 5, и таблица критериев успешно заполнится изначальными данными.

Рис. 5 Импорт данных

Также у приложения будет меню, которое изображено на рисунке 6.

Рис. 6 – Меню приложения

Пункт «Главное» вернет пользователя на главную страницу, где расположена таблица критериев, и кнопки управления, а также результат расчетов.

Пункт «О программа» выведет небольшое информационное сообщение, рисунок 7.

Рис. 7 – Меню приложения

ВЫВОД

Созданная система может быть использована для оценки потребительских предпочтений относительно разных товаров и групп потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Павлов, Н. В. Методы маркетинговых исследований. [Текст]/ Н. В. Павлов // Litres, – 2019.

Ахиджак, Д. А. Перспективы использования систем поддержки принятия решений в маркетинговых исследованиях [Текст] / Д. А. Ахиджак //Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – №. 11. – С. 944-951.

Халин, В. Г., Методологические аспекты создания и функционирования систем поддержки принятия решений [Текст] / В. Г. Халин, Г. В. Чернова, А. В. Юрков //Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – №. 7 (406).

Просмотров работы: 8