Моделирование бизнес-процессов в корпоративных информационных системах - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Моделирование бизнес-процессов в корпоративных информационных системах

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин корпорация происходит от латинского слова corporatio - объединение. Корпорация обозначает объединение предприятий, работающих под централизованным управлением и решающих общие задачи. Как пра­вило, корпорации включают предприятия, расположенные в разных регио­нах и даже в различных государствах (транснациональные корпорации).

Корпоративное управление определяется как система взаимоотношений между акционерами, советом директоров и правлением, определенные уставом, регламентом и официальной политикой компании, а также принципом главенства права на основе принятой бизнес-модели.

Бизнес-модель – это описание предприятия, как сложной системы, с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень её детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения.

Бизнес-процесс определяется как логически завершенная цепочка [5] взаимосвязанных и взаимодействующих повторяющихся видов деятельности (действий, бизнес-функций, работ) с целью достижения определенных измеримых результатов или создания продукции для удовлетворения внешних потребителей – клиентов. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются по определенным бизнес-правилам различными элементами организационной структуры предприятия. Под бизнес-правилами понимают способы реализации бизнес-функций в рамках бизнес-процесса, а также характеристики и условия выполнения бизнес-процесса.

Моделирование бизнес-процессов - это эффективный инструмент выявления слабых мест в работе предприятия и их устранения. В ходе построения модели деятельность раскладывается на отдельные операции, что позволяет увидеть, как система поведет себя на разных этапах.

В графическом виде модель может быть реализована в форме перечня отдельных бизнес-операций и схемы связей между ними. Наглядность имеет большое значение. График или таблица хорошо демонстрируют взаимозависимости между базовыми элементами в существующих или планируемых условиях. А потому упрощают процесс выявления лишних этапов и неэффективных связей. На схеме сразу видны ненужные (необязательные) согласования и дублирующиеся функции [6].

Использование моделирования реальных бизнес-процессов на практике чаще всего производится несистемно. Нередко работу начинают, добиваются первых успехов, но как только показатели падают, о системе забывают. Непоследовательность чаще всего объясняется непониманием поставленных целей. Проблема не будет возникать, если планируемые изменения понятны, их реализация не идет в разрез с существующей системой управления, а соответствует долгосрочным целям компании. Появление у менеджмента предприятия самостоятельно определять цели и проводить моделирование повысит заинтересованность и, как следствие, эффективность многократно.

Для выполнения задач бизнес-анализа используются различные методы. Причем для выполнения одной задачи могут служить как один, так и несколько методов.

Наиболее часто используемыми на практике среди бизнес-аналитиков являются следующие методы: определение критериев принятия и оценки, мозговой штурм, анализ бизнес-правил, диаграммы потоков данных, моделирование данных, анализ не функциональных требований, моделирование организации, отслеживание проблем, моделирование процессов. Методы количественного анализа процессов разработаны в мировой практике. Большая их часть основана на сборе, обработке и анализе статистической информации о процессах. Фактически методы статистического анализа процессов разрабатывались как инструменты, используемые при внедрении систем менеджмента качества. В настоящее время широкое распространение получили такие методы количественного анализа, как имитационное моделирование процессов и АВС анализ процессов (операционный анализ затрат).

Метод «АВС-анализа» широко применяется в любых областях деятельности. В литературе приводятся примеры проведения АВС-анализа по показателям оборота, прибыли, трудоемкости, расходов на материалы, и даже по таким параметрам, как помехозащищенность, быстродействие, потребляемая мощность и т.д. Данный метод может применяться в отношении любого перечня, поддающегося ранжированию (товаров, услуг, клиентов, материальных и интеллектуальных ресурсов и т.д.).

Цель метода заключается в выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, путем определения их приоритетности.

С помощью системы АВС можно анализировать как производственные накладные затраты так и непроизводственные, т.е. затраты по всей цепочки ценности предприятия [4].

Впервые метод АВС - анализа был использован в США в конце 60-хгодов, и ограничивался распределением расходов на реализацию товара.

Учет затрат по видам деятельности основан на отнесении расходов от функций, осуществляемых на предприятии, на конечные продукты. При этом по этим конечным продуктам впоследствии рассчитываются ставки распределения таких расходов для каждой функции, базирующиеся на точном потреблении продукта этой функцией [1]. Особенность АВС анализа заключается в том, что он отслеживает не условные связи, как это принято в калькуляции, а причинноследственные связи между факторами затрат. Рисунок представляет собой схему распределения расходов традиционным методом и методом АВС.

Видно, что существует три пути распределения расходов в традиционной калькуляции, причем пути 1 и 2 осуществляются одновременно. Предполагается, что к началу распределения уже осуществлен выбор уровня объектов затрат и относительно него выделены прямые и накладные расходы.

В АВС методе объектом учета затрат является операция (отдельный вид деятельности), а вид продукции - объектом калькулирования. Преимущество использования операции в качестве промежуточного объекта учета затрат заключается в распределении косвенных затрат в соответствии с реальными базами распределения, при этом не искажается себестоимость продукции [2].

Таким образом применение метода АВС в процессе управления затратами предприятия позволит:

1) выявить затраты на предприятии, которые необходимо оптимизировать;

2) принять обоснованные решения в отношении ценовой политики предприятия: точнее отношение издержек на объект калькуляции позволяет определить нижнюю границу цен;

3) принять обоснованные решения в отношении товарно-ассортиментной политики предприятия, реальная себестоимость позволяет разработать программу действий по отношению к тому или иному продукту;

4) позволяет получить более достоверное видение переменных затрат и определить более достоверное их изменение, получить наиболее обоснованную величину себестоимости, так как в нее включаются только те затраты, которые соответствуют процессам создания и доведения до покупателя продукции независимо от сущности соответствующих затрат и места возникновения этих процессов в системе предприятия;

5) провести анализ затрат по отдельным бизнес-процессам, различных вариантов реализации бизнес-процессов и выбрать наиболее оптимальный вариант, определить основные, дополнительные и ненужные функциональные затраты, провести сравнительный анализ вариантов снижения затрат

6) выявить затраты, которые ранее не выделялись (неадекватное распределение);

Методика применения АВС - анализа позволяет не только добиться значительного снижения затрат на предприятии, но и определить верный стратегический путь, что является критерием эффективности функционирования предприятия.

Список литературы

ABC- и XYZ-анализ: проведение и оценка результативности / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 3. - С. 12-23

Ваганова А.С. Гусева И.Б./ Современные подходы к управлению затратами (тезисы). Материалы VI Международной молодежной научно- технической конференции «Будущее технической науки» - Н.Новгород, 2017. - С. 293-294

Гомонко Э.А. Управление затратами на предприятии: учебник / Э.А. Гомонко, Т.Ф. Тарасова. - М.: КНОРУС, 2019. - 320 с

Долганова, О.И. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 289 c.

Мадера, А.Г. Бизнес-процессы и процессное управление в условиях неопределенности: Количественное моделирование и оптимизация / А.Г. Мадера. - М.: Ленанд, 2019. - 160 c.

Михеев, А.Г. Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами на примере свободной программы RunaWFE. / А.Г. Михеев. - М.: ДМК, 2016. - 336 c.

Тельнов, Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: Учебное пособие / Ю.Ф. Тельнов, И.Г. Федоров. - М.: Юнити, 2017. - 304 c.

Просмотров работы: 37