Искусственный интеллект в предпринимательской деятельности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Искусственный интеллект в предпринимательской деятельности

Бондаренко Е.В. 1
1ЮРИУ РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день искусственный интеллект (ИИ) используется в каждой сфере деятельности: в медицине, образовании, предпринимательстве, военной промышленности, робототехнике и т.д. Во всех зарубежных странах ИИ уже начали выделять в отдельное направление. Искусственный интеллект применяется во многих сферах и часто помогает достичь нового уровня качества. Наша страна также не остается в стороне и старается идти в ногу со временем. В связи с этим 11 ноября 2019 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [1]. Согласно документу, искусственный интеллект к концу 2019 года был выделен в отдельный федеральный проект национального проекта «Цифровая экономика». Далее была запущена программа «Цифровая экономика РФ» в целях обеспечения ускоренного развития искусственного интеллекта в Российской Федерации.

Сразу же стоит отметить, что стратегию по внедрению и развитию ИИ в России в 2019 году, Правительство РФ разрабатывало совместно со Сбербанком. Согласно стратегии, к 2030 году каждое пятое предприятие в стране должно перейти на искусственный интеллект.

В нынешнем состоянии способность ИИ автоматизировать процессы, которые раньше выполнялись вручную, в сочетании с машинным обучением делает его ценным бизнес-инструментом для сферы предпринимательства. Это автоматическая проверка резюме, оценка кредитоспособности, оценка риска клиента, виртуальные операторы и многое другое. Система учится масштабно, становится лучше благодаря опыту и более естественным образом взаимодействует с людьми, что значительно упрощает работу и сокращает время.

В процессе исследования было выявлено, что уровень доверия к искусственному интеллекту уже на 2020 год достаточно высок: 56% респондентов предпочитают внедрить идеальную модель ИИ вместо поиска опытного сотрудника. Следовательно, остальные 44%, вероятно, больше доверяют решениям, принимаемым людьми, даже если факты свидетельствуют в пользу искусственного интеллекта [3].

Изучив мнения экспертов пленарной сессии «Большие данные» [5] и проанализировав сведения о новых технологиях в области искусственного интеллекта, можно выделить значимые для предпринимательства направления:

1. Извлечение данных и прогнозирование. Компании часто используют данные из множества документов для создания отчетов для клиентов и внутренних целей. Однако задача по извлечению этих данных может быть утомительной, трудоемкой и длительной. Искусственный интеллект упрощает работу. Компания МТC внедрила в свою деятельность технологии ИИ при помощи которых компания может спрогнозировать желания своих абонентов, которые хотят воспользоваться той или иной услугой. Клиенту делается предложение еще до того, как абонент сам решит обратиться в компанию. Проанализировав деятельность компании можно сделать вывод о том, что используемая технология, которая помогает извлекать данные о клиентах и их желаниях, значительно повысила уровень продаж за достаточно короткое время.

2. Обнаружение аномалий в данных. Машины могут просматривать огромные объемы данных для автоматического определения вероятных аномалий. Примером может служить способность банка выявлять необычную банковскую деятельность, обеспечивая более надежную защиту от мошенничества со стороны потребителей.

Если речь идет о банках, то конечно следует привести в пример компанию-лидера в сфере искусственного интеллекта в России – «Сбербанк», который очень активно использует систему ИИ в процессе своей деятельности. Стоит упомянуть о их новом проекте совместно с лабораторией МФТИ – «Нейроинтеллект iPavlov» по использованию технологии ИИ в колл-центре, который успешно завершился в этом году. Целью проекта являлась разработка алгоритмов глубокого машинного обучения с учетом архитектурных принципов работы мозга, чтобы создать «разговорный» машинный интеллект для ведения целенаправленного диалога с пользователями. Такая технология помогла повысить качество работы с клиентами и снизила нагрузку на сотрудников.

3. Обучение на основе голосовых, графических и текстовых данных. Компании могут извлечь большую выгоду из способности Искусственного интеллекта распознавать изображения и данные в различных документах и узнавать, что они собой представляют, поэтому он может быстро классифицировать эти элементы.

Компания «Яндекс» применяет множество моделей искусственного интеллекта в различных отраслях деятельности. Одна из прибыльных для компании и удобных для клиентуры – «Яндекс.Такси». Для увеличения заказов они используют технологию, которая советует водителю, в каком районе лучше находиться. Это не только эффективно, но и безопасно, так как используется машинное обучение на основе голосовых технологий, что снижает риск аварии. Так же следует отметить, что компания занимается на данный момент разработкой ИИ-приложения для оптимизации производства в промышленности.

4. Обработка естественного языка для проверки документов. Вместо того, чтобы строить сводные таблицы, выполнять поиск в тысячах электронных таблиц и отсеивать клиентов. машина может изучить информацию, необходимую для выполнения задачи, и быстро классифицировать документы, выполнив тем самым задачу нахождения конкретных потребителей [2].

В сфере страхования искусственный интеллект успешно используется уже несколько лет, в таких компаниях как «РЕСО-Гарантия», «Тинькофф Страхование» и другие. Например, при помощи модели определения спроса отсеивается часть клиентов, которые не заинтересованы в приобретении полисов страхования «ИФЛ». Также оценивается в действиях клиентов вероятность мошенничества. В результате, конверсия в продажи полисов «ИФЛ» по оставшимся клиентам выросла в несколько раз.

Искусственный интеллект развивает сферу предпринимательства. Вместо того, чтобы тратить часы на повторяющуюся работу, ценные сотрудники теперь могут сосредоточиться на более творческих задачах, обеспечивая большую выгоду для своих работодателей и давая им возможность значительное преимущество перед конкурентами.

Однако в российском бизнесе лишь половина использует искусственный интеллект. 43% бизнесменов не используют ИИ в своей деятельности и не планируют этого делать. Учитывая, что 91% знают о существовании таких технологий. Радует то, что 31% уже применяют ИИ в своей работе, а 23% планирует внедрить ИИ [4].

В чем же причина отказа от технологий искусственного интеллекта? Проектный офис по реализации национальной программы «Цифровая экономика» аналитического центра при Правительстве России и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году провели опрос и опубликовали следующую информации (Рис. 1.).

Рис. 1. Причины отказа от искусственного интеллекта

Изучив данные опроса выяснилось, что основной проблемой внедрения искусственного интеллекта в компании является нехватка квалифицированных специалистов в данной сфере, так считают 69% респондентов. Компаний, планирующих вводить в свою деятельность технологий ИИ около 83%. Однако обучение сотрудников приходится на долю организаций, по этой причине лишь 28% готовы к внедрению. 82% предприятий и организаций, внедривших искусственный интеллект, сообщают об эффективности технологий (Рис. 2.).

Рис. 2. Плюсы искусственного интеллекта в работе компаний

По результатам опроса приблизительно 42% организаций, использующих искусственный интеллект, предполагают, что риск того, что данные технологии не окупят себя в ближайшие 5-10 лет, достаточно невелик [4].

Стоить отметить, что наша страна вполне успешно может достичь уровня цифровизации в ближайшие годы, ведь искусственному интеллекту обучают уже в институтах. В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также в ее филиалах были проведены в 2019-2020 годах онлайн-курсы «Введение в искусственный интеллект и разговорные боты» и «Цифровое общество и цифровое государство в новую технологическую эпоху». Студенты повысили свои знания в сфере цифровой экономики и современных технологических трендах, таких как: AR/VR, блокчейн, криптовалюты, цифровая репутация и цифровые двойники. Важно, что в практическом разделе курса студенты создали собственных чат-ботов, некоторые из них совершенствуются, раскручиваются и по сегодняшний день. Для будущих менеджеров это были нужные знания и ценный опыт, так как современный специалист должен быть знаком с цифровым будущим, которое уже наступило.

Таким образом, фактически каждый бизнес-процесс значительно улучшится с помощью технологий искусственного интеллекта. Например, финансовая отрасль использует системы искусственного интеллекта для анализа поведения рынка, построения торговых алгоритмов, проверки на отмывание денег и управления процессами инвестирования. Искусственный интеллект также приносит пользу отраслям, в которых требуется много документов, таким как ипотечное банковское дело, кредиторская задолженность и страхование, где он повышает скорость обработки документов и решения бизнес-процессов.

Список литературы

Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – официальный сайт. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/61785

Васильева Д. Тенденции в развитии искусственного интеллекта. – Режим доступа: http://robotoved.ru/iskusstvennii_intellket_development/

Искусственный интеллект в производственной сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/

Искусственный интеллект в предпринимательстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2019-12-12_polovina_rossijskogo_biznesa

CNews Forum 2020. Информационные технологии завтра [Электронный ресурс]. – официальный сайт. – Режим доступа: https://forum.cnews.ru/

Просмотров работы: 491