Роль и значение социального педагога в защите прав детей - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль и значение социального педагога в защите прав детей

Смирнова О.А. 1, Зайцева И.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом социально-правовая защита детей становится все более актуальной темой, поскольку большую часть своего времени дети и подростки проводят в образовательных учреждениях, в которых прописаны их права. Поэтому социальному педагогу необходимо контролировать и предотвращать случаи нарушения прав детей.

Защита прав детей в общеобразовательных учреждениях направлена на правовые, медицинские, социальные, психолого-педагогические и просветительские мероприятия. Перечисленные мероприятия по защите прав детей проводят различные организации по защите прав детей.

В учреждениях системы образования, а именно в общеобразовательных школах защитой прав детей занимается социальный педагог, который имеет определенные функции.К ним относятся: диагностическая, социально-воспитательная, организаторская, превентивно-профилактическая, организационно-коммуникативная и управленческая [1; с.11- 12].

Защита прав детей в образовательной сфере складывается из сотрудничества детей и взрослых, индивидуального подхода к каждой ситуации и использования достоверной информации о нарушении прав детей.

В общеобразовательной школе социальный педагог осуществляет различные формы работы, в которые входят индивидуальная, групповая и коллективная работа с ребенком и семьей по защите прав несовершеннолетних.

К индивидуальным формам работы можно отнести: консультирование родителей о правах детей, последствиях и мерах наказания при нарушении прав ребенка, консультирование ребенка об организациях по защите прав детей. Беседы с родителями на тему основных причин нарушений прав детей, беседы с ребенком для выявления внутрисемейных и детско-родительских отношений в семье. Анкетирование родителей и детей с целью получения информации о методах воспитания в семье и эмоциональном состоянии ребенка. Социальный патронаж для определения условий проживания ребенка, своевременного выявления проблемных ситуаций и оценки внутрисемейных отношений.

В групповых формах работы с семьей и ребенком используются групповые консультации для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании детей, тренинги для родителей и детей с целью повышения детско-родительских отношений, развития способности конструктивного взаимодействия. Круглый стол, дискуссии для обсуждения детско-родительских отношений.

К коллективным формам работы относятся родительские собрания по правовому просвещению родителей, встречи с сотрудниками медицинских, социальных и правоохранительных служб для профилактической и просветительской работы. Круглые столы и диспуты для обмена мнениями по методам воспитания. Лектории используются для педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания.

Особо важная роль социального педагога отводится в работе с детьми и семьями группы риска, семьями, условия, которые угрожают здоровью и жизни детей, в оказании защиты, поддержки и социальной адаптации детей, лишенных родительского попечения[3; с.70].

Поэтому социальный педагог в своей работе взаимодействует со специалистами межведомственных организаций по защите прав детей, в которые входят комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел и органы прокуратуры.

Данные организации совместно с социальным педагогом проводят профилактическую поддержку, коррекционно-реабилитационную помощь, а также контроль за соблюдением прав детей и их защиту.

При посещении семьи – патронаже, специалисты по работе с семьей наблюдают за семьей в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с особенностями семьи, узнает о самочувствии членов семьи в данный момент. Посещение семьи дает возможность специалистам исследовать трудную жизненную ситуацию данной семьи комплексно. Тем самым становится возможным определить несколько вариантов разрешения ее трудностей [2; с.109].

Таким образом, социальный педагог с межведомственными организациями преследуют единую цель, которая заключается в защите ребенка от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения и негативного влияния со стороны окружающих, создание благоприятных отношений в семье.

Список литературы:

Зыкова Н.Н. Социальная педагогика: учебное пособие / Н.Н. Зыкова - Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. – 67с.

Приступа Е.Н. Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа— Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.

Шульга А. А. Социально-правовая защита детей: учебное пособие для вузов / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 192 с.

Просмотров работы: 480