Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы

Кузьменко И.В. 1, Соколова П.Е. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества». Поэтому одни учёные предпочитают в качестве «нормы» использовать ожидания соответствующего поведения, а другие эталоны, образцы поведения.

Например, по мнению А.Коэн отклоняющее поведение – это «такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [1, с. 124].

Термин «девиантное поведение» в отечественную науку ввел Я.И. Гилинский. Он считал источником девиации, наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Подростки всё чаще ищут различные способы удовлетворения своих потребностей, выходя за рамки дозволенного. [1, с. 6].

Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять.

Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. де Тард, А. Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон.

На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения проблема склонностей подростков к девиантному поведению, является важной и актуальной, несомненно, она требует своего правильного пути решения.

В последнее время отклоняющиеся поведение приобрело массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социальных педагогов, педагогов, психологов и многих других правоохранительных органов.

Что же лежит в основе причин девиантного поведения? Причины девиантного поведения подростков лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миро, социальной средой и сами собой, все эти явления это итог конкретного стечения необходимого и случайного обстоятельства социализации подростка.

В современных школах следует уделять больше внимание на профилактику девиантного поведения подростков. Она является более эффективным способом устранения и предупреждения причин такого поведения у подростков. А с помощью форм профилактике можно не только выявить ранние уже устоявшиеся нарушении, но также и реабилитировать их.

Профилактика девиантных форм поведения должна основываться на принципах системности, научности, социальной активности и, следовательно, быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер.

В профилактике девиантного поведения большое значение имеет выявление и изучение совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам и правилам.

Работа с девиантными подростками и подростками «группы риска» должна основываться, как на симптоматическом подходе, то есть работа с конкретными симптомами отклонений, так и на каузальном, то есть профилактическом – снятие причин, условий и факторов, провоцирующих отклоняющееся поведение [2, c. 123].

В связи с этим в профилактике девиантного поведения подростков выделяется три ее основных уровня:

Ранняя или первичная профилактика предполагает своевременное выявление и устранение неблагоприятных социальных и социально-психологических факторов, способствующих возникновению девиантности до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении подростка.

Вторичная профилактика направлена на оздоровление среды, условий жизни и воспитания подростков с девиантным поведением, в том числе совершивших правонарушение и находящихся в сфере особого внимания правоохранительных органов.

Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидива и предполагает работу с подростками уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятие из коллектива.

Первичная, вторичная и третичная формы профилактики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.

Большую роль в этом процессе играет социальный педагог, в сопровождении и с другими специалистами. Его работа ориентирована на оздоровление внутреннего мира подростка, создание более комфортных условия для дельнейшей реализации личности детей.

В общеобразовательной школе в 8 – ом классе нами было проведено исследование. С помощью, методики диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонность к девиантному поведению) разработанная Э.В. Леусом, которая оценивает степень выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения, таки как зависимое поведение (ЗП), самоповреждающие поведение (СП), агрессивное поведение (АП), делинкветное поведение (ДП), социально обусловленное поведение (СПО). Для измерения использовалась метрическая интервальная шкала. Мы получили следующие результаты:

По первой шкале мы выяснили, что у большей части учеников присутствует склонность к реакциям группирования, т.е. наличие значимой для него группы, зависимость от группы проявляется в стремлении подростка уйти от реальности, они ищу свое место, где они найдут утешение, единомышленников, они зависят от чужого мнения. В таком случае рекомендуется научить подростков проявлять свое мнения, не зависеть от чужого мнения, не ограничивать свой круг общения, а расширять его и познавать что-то новое.

По второй шкале мы выяснили, что у обучающихся отсутствует признаки делинквентного поведения, но также и есть люди, которые предрасположены к ситуативному поведению. Здесь лучше всего в классе провести просвещение и профилактику о вреде различных химических веществ, о их вреде на организм, также рассказать о последствиях нарушения законов, что приведет их к их нарушению.

Третья шкала, говорит нам об отсутствие зависимого поведения к употреблению различных психоактивных веществ, нет яркой зависимости от виртуального мира, но стоит уделить внимание к ситуативной предрасположенности, т.е. следует обращать внимание, если не проявляются - это не значит, что их нет. Следует проводить мероприятие направленные на профилактику вредных привычек, зависимостей от социальных сетей и т.д.

По четвёртой шкалу у обучающихся было выявлено отсутствие признаков агрессивного поведения, но и предрасположенность к ситуативным агрессивным действиям. Здесь следует проводить тренинги на разрешение конфликтов, на эмоциональную стабильность.

Пятая шкала показала нам, что обучающиеся 8 – ого класса, знают о том, что на несение, себе вреда является действиями к самоповреждениям, также они склоны к ситуативному давлению, все свои переживания держат глубоко в себе. Следует проводить мероприятие на правленые на эмоциональную стабильность подростков, повышение их стрессоустойчивости, профилактику суицида среди детей и подростков, какие последствия бывают, если провоцировать людей и издеваться, принижая их достоинства.

Таким образом, цель данного исследования была подтверждена, что та или иная девиация зависит от возрастных особенностей, от личности человека, от ситуации в семье и окружении. Также были даны рекомендации, которые помогают эффективно контролировать действия подростков в общеобразовательной школе и как их предотвращать.

Список литературы:

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Мир России. Социология. Этнология. – 1997. – № 1. – С. 163 – 184

Галич Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.– 2010. – № 16(20). – С. 84 – 90.

Просмотров работы: 44