Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в условиях образовательной организации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в условиях образовательной организации

Турченко С.А. 1
1шуйский филиал ИвГУ 3 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процент молодежи в России, особенно школьников подросткового возраста, желающих уйти из жизни, велик. Каковы мотивы и факторы суицидального поведения, и как проводится профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних в образовательных организациях?

Выяснение истинных мотивов, их систематизация и анализ дают серьезный материал для составления программ профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

В работах ученых, проведен анализ факторов повышенного суицидального риска у молодежи и приводятся классификации мотивов и причин суицидальных действий подростков. Все авторы едины во мнении, что профилактическая работа необходима для снижения суицидного риска. Сегодня российское государство и общество предлагают разные варианты психолого-педагогической поддержки молодежи: консультационные услуги и молодежные информационные центры, программы, направленные на развитие личности и помощь в решении трудностей, в установлении отношений, в том числе профилактика суицидальных намерений и эмоциональных срывов, личных проблем.

В отечественной социальной психологии под профилактикой понимается совокупность государственных, общественных, социально-медицинских, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных условий и причин, вызывающих различные социальные отклонения в поведении молодежи.

Под педагогической профилактикой суицидных явлений мы понимаем специфический социально-педагогический процесс воздействия и взаимодействия педагогов и обучающихся в образовательных учреждениях, направленный на профилактику суицидальных явлений среди несовершеннолетних.

Представим и проанализируем данные исследования, полученные в ходе интервьюирования педагогов образовательных организаций.

В рамках первого вопроса: «Как Вы считаете, проблема суицида несовершеннолетних актуальна на сегодняшний день? Почему?». Интервьюируемые конкретизировали внимание на том, что проблема подросткового суицида в последнее время превратилась в одну из острых и первостепенных проблем общества. Респонденты считают, что проблема актуальна всегда, потому, что это противоестественно, когда человек, уходит из жизни по собственной воле. А на сегодняшний день, в условиях пандемии, экономического кризиса, информационного перегруза особенно актуальна.

Ответами на вопрос: «На Ваш взгляд, с какими сложностями приходится сталкиваться при работе с несовершеннолетними, склонными к суициду?» интервьюируемыми выделили следующие сложности:

Нехватка грамотных специалистов-психиатров.

Нежелание родителей признавать наличие проблемы или самого ребенка. Проблема, зревшая многие годы не может решиться в короткий срок, а подростку нужно «здесь и сейчас».

В рамках следующего вопроса: «С какими трудностями Вы столкнулись в своей деятельности, связанных с разработкой профилактической программы суицидального поведения несовершеннолетних в условиях образовательной организации?» было определены следующие проблемы:

Нехватка грамотных специалистов-психиатров, психологов и т.д.

Слабый уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в этом вопросе.

Психолого-педагогическая некомпетентность родителей

Ограниченность должностей штатного расписание в образовательном учреждении, работающих во внеучебной деятельности.

В рамках вопроса: «Какие профилактические методы и приемы эффективны при профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в условиях образовательной организации?» было конкретизировано, что важно расширять педагогические должности в учреждениях для организации внеурочной деятельности и воспитательной работы: тьюторы, вожатые, педагоги-организаторы, психологи, социальные педагоги.

Итак, нами было определено, что проблема суицидального поведения несовершеннолетних на сегодняшний день актуальна. Опрошенные выделили объективные и субъективные причины, детерминирующие данную проблемы, при этом она усугубляется тем, что отсутствуют своевременные меры реализации помощи несовершеннолетним, также возникают трудности в рамках подбора специалистов в данном направлении работы.

В рамках решения проблемы суицидального поведения несовершеннолетних важно проводить работы с семьей, детьми и педагогами комплексно.

Список литературы:

Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / авт-сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 123 с

Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 48- 56.

Просмотров работы: 3