Артистизм учителя – не мечта, а насущная потребность,
доступная тому, кто действительно желает
развивать в себе это качество.
Вигман С.Л.
История методики преподавания за рубежом и в нашей стране, появление и развития новых методов обучения всегда были самым тесным образом связаны с новыми тенденциями в искусстве, в лингвистике, психологии и педагогике. Данные этих наук коренным образом меняли подход к обучению; позволяли широко использовать новые методы обучения; влекли за собой появление новых обучающих технологий.
Театральная педагогика – междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Целью театральной педагогики является раскрепощение психофизического аппарата обучаемого, активное усвоение большого объема учебного материала, повышение мотиваций, укрепление взаимосвязей в группе, повышение авторитета педагога, наработки процессов взаимопомощи и сотрудничества между обучаемыми.
Особый интерес представляет обращение к театру в профессиональной деятельности педагога, которая проявляется в педагогическом артистизме. «Об учителе говорят - «театр одного актера». Об учителе-мастере можно сказать иначе. Его урок – это работа актерского ансамбля, где каждый имеет право на надобность в самовыражении, каждый – действующее лицо». [9, 195] В основе педагогического артистизма лежат знания театральной педагогики об артистизме актеров и режиссёров. Многие элементы методики педагогического артистизма заимствованы из театральной педагогики и включает в себя психофизический, эмоционально-эстетический, художественно-логический компоненты.
Театральность в профессиональной деятельности педагога является результатом длительного исторического развития потребности человека в преображении в иное существо. Произведением театрального искусства является спектакль, произведением педагогического искусства – урок.
Театральное творчество на уроке может сделать обучаемых более чуткими и подвижными, внимательными и собранными. На занятиях предлагается импровизационно разыгрывать разные сюжеты не для показа их зрителям, а для тренировки поведения, общения, расширения своих знаний. При этом достигается эффект коллективной игры, веселого и увлекательного дела. [1, 25].
В театральной педагогике разработаны соответствующие упражнения, материалом для которых служит процесс самого урока. Педагог должен владеть разнообразными приемами работы, требующими двигательной активности. Это могут быть «жмурки», или упражнения, при выполнении которых обучаемые должны вставать, услышав определенное слово.
Особый интерес представляют уроки – спектакли – это сочетание нескольких приемов театральной педагогики на одном уроке. Урок – спектакль должен иметь законченное режиссёрское действие, иметь цепь событий, от исходного до главного, действие его должно развиваться импровизированно. Очень удачно такие уроки идут как уроки обобщения по пройденной теме.
Театральная педагогика является реальным средством, позволяющим «срежиссировать урок» и повысить эффективность усвоения материала за счёт вовлечения эмоциональной сферы, подключения двигательной активности учащихся, игры воображения и полета фантазии.
Говорить о «театре» на уроке нужно не в смысле внешнего оформления, а в смысле эффекта воздействия. В.И. Немирович-Данченко, российский и советский театральный режиссер, педагог и драматург, говорил: «Для того чтобы возник театр, достаточно площадки, коврика, актера и публики». Точно также для того, что бы возник «театр» на уроке, достаточно класса, учителя и ребят [6]. Театр и его средства являются достаточно эффективным средством создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе обучения и воспитания, что позволяет глубже усваивать новые знания, что способствует формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию.
Таким образом, использование средств театральной педагогики на уроках может сделать учащихся более чуткими и подвижными, внимательными и собранными. С помощью средств театральной педагогики возникает такая обстановка, в которой учащиеся могут самореализоваться, обретают новый опыт творческого взаимодействия и этому способствует метод импровизации. Учащиеся разыгрывают разные сюжеты, но не для показа их зрителям, а для тренировки поведения, общения, расширения своих знаний. При этом достигается эффект коллективной игры, веселого и увлекательного дела [1, 25].
На основе вышеизложенного можно утверждать, что игры и творческие упражнения развивают внимание, сообразительность, находчивость, ощущение партнера, чувство коллективизма, то есть все те качества, которые необходимы педагогу. Вместе с тем они помогают преодолеть тормозящие факторы – смущение, застенчивость, скованность, напряженность – и выработать быстроту реакции, внутреннюю готовность к совершению действия [6, 60].
Учеными-педагогами, занимающимися данным вопросом, разработаны соответствующие упражнения в театральной педагогике, материалом для которых служит процесс самого урока. Качество обучения во многом зависит от личности самого педагога и от его веры в обучаемыех. Педагог должен владеть разнообразными приемами работы, требующими двигательной активности.
Система взаимодействия отношений на уроке выстраивается таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Задача педагога здесь состоит в том, чтобы создать условия для возникновения желания, стремления, потребности выразить свои впечатления и переживания средствами искусства; дать обучаемым возможность овладеть средствами искусства и выбрать среди них те, которые наиболее отвечают его индивидуальности [4, 24].
Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая решать проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учеников творчеством, процессом саморазвития. Педагогу необходимо знать средства вербальной и невербальной коммуникации, быть раскрепощенным, эмоционально пластичным для объяснения смысла различных фрагментов содержания образования, а также обладать творческим воображением.
«…Воображение необходимо артисту не только для того, что бы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное и истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его» [10, 31] Воображение придает новизну знакомым приёмам работы и материалу учебника.
Творческое мышление педагога, включенное в его деятельность, направленно на решение многообразных педагогических задач, целью которых является развитие личности обучаемых в процессе обучения. Кроме того, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые возникают спонтанно, но могут быть инициированы руководителем. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива. Овладев искусством переживание, педагог, входя в класс, будоражит творческие чувства учеников, создает педагогическое произведение, которое называется «урок», опираясь на богатейший опыт театральной педагогики.
Известно, что в своей профессиональной деятельности педагог выступает, прежде всего, как личность, реализующая совместно с учащимися определенные образовательные и социальные задачи.
Задача педагога – обеспечить условия для творчества каждого из учеников, помочь овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них. Также интересно отметить, что благодаря театральной педагогике создаются условия для возникновения желания, стремления, потребности выразить свои впечатления и переживания средствами искусства.
Важнейшими компонентами актёрской и преподавательской деятельности являются восприятие и наблюдательность. Восприятие объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса – первая необходимая ступень всякого живого органического процесса. Этот процесс лежит и в основе педагогического творчества, которое опирается на законы психофизиологии человека. [7, 60]
Резюмируя изложенное можно сказать, что театральная педагогика способствует решению целого ряда учебных задач на занятиях: приобретение известной свободы в общении, «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов» и другие. Театральная технология действий является реальным средством самоконтроля и сознательного самосовершенствования. Каждое занятие может быть профессионально определено технологией театрального искусства. Хочется отметить, что театр может быть и занятием и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней совершенности. Итак, еще раз подчеркнём, что использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным.
Список литературы:
Ершова А.П., Букатов В. М. Театральные подмостки школьной дидактики, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика. М., 1994
Ершова А.П. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1991
Ершов П.М, Ершова А.П, Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М., 1998
Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г. Искусство в жизни детей. Из опыта работы. - М., Просвещение, 1991 – 128с.
Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка. Изд-во «Самарский университет», 2003
Кашина Е.Г. Театральные действия в профессиональном пространстве выпускников филологических факультетов. - Самара, «Самарский университет», 2001 – 184с.
Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского: Учеб. пособие для театр. ин-тов и уч-щ; ред. и предисл. В. Прокофьева: 2-е изд. – М.: Искусство, 1978. ст 60
Лиханов А.А. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций. 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1990. стр. 44
Ю.Л.Львова Творческая лаборатория учителя. Изд. 3-е М.: Просвещение, 1992. стр. 195
Основы системы Станиславского: Учеб. Пособие \ Авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 31