Путешествие детей в мир профессий - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Путешествие детей в мир профессий

Сандалова Е.В. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами, склонностями и увлечениями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Выбор профессии – один из самых важных выборов, ведь профессия определяет основную деятельность человека на протяжении всей осознанной жизни.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда, которые диктуют нам новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие.

Как правило, дети в своих играх хотят быть похожими на своих родителей, отражая сложившуюся обстановку в обществе. На данный момент в современном обществе произошли изменения в отношении к труду, его значимости и функциях, что отразилось на процессе трудового воспитания.

Представление о мире профессий формируется у дошкольников в возрасте 5-6 лет, так как именно в этом возрасте начинаются осознанные игры, дети примеряют на себя различные социальные образы и активно осваивают новые способности. Именно поэтому дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий фундаментальные основы для профессионального самоопределения ребенка в будущем. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Известны исследования В.И. Логиновой, С.А. Козловой, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжникова, в которых ученые указывали на важность самоопределения личности, на то, что в процессе познания мира профессий ребенок расширяет собственные представления о жизни взрослых, их труде и отдыхе.

Мир профессий – это широкий спектр, включающий в себя многообразие профессий взрослых, особенности их труда, а также качественную характеристику каждой профессии и профессиональных действий специалистов. На данный момент работа по ознакомлению детей с миром профессий взрослых проводится с помощью различных форм и средств, чаще всего в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Немаловажное значение при ознакомлении с профессиями, на наш взгляд, занимают информационные технологии. Информационные технологии – это ряд технологий, используемых в сфере образования с применением специальных технических средств (таких как компьютеры, ноутбуки, магнитофоны, интерактивные доски и т.д.) для достижения педагогических задач.

Информационные технологии позволяют включить детей в интерактивные игры, интерактивные викторины, презентации, используя видеоматериалы, электронные фотоколлажи и многое другое. Это обеспечивает возможность дошкольникам активнее усваивать мир профессий взрослых, занимать субъективную позицию по оценке востребованности вида труда человека.

Исходя из теории дошкольного воспитания всестороннее и гармоничное развитие воспитанников не может реализоваться без выполнения задачи трудового воспитания. Поэтому с помощью систематичной работы по формированию представлений о людях разных профессий в дошкольном учреждении нас ожидает успешное развитие не только познавательной, игровой, трудовой деятельности ребёнка, но и воспитание нравственного отношения к миру, приобщение ребенка к человеческой культуре, социализации и формированию личности ребёнка.

Список использованных источников и литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.

2. Козлова С.А., Ледовских Н.К., Калишенко В.Д. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

3. Павлова Л.Ю., Куцакова Л.В., Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет: Мозаика-синтез ; М.:; 2009. – 65 с. c.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 499 с.

5. Столяренко Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие: моногр. – М.: Проспект, 2017. - 336

Просмотров работы: 97