СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Степанова А.И. 1, Нилова А.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, правом на интеллектуальную собственность, в т. ч. авторским правом, обладает первоначальный владелец, а именно сам автор этой собственности. Но, в зависимости от обстоятельств, законом допускаются и другие субъекты авторского права на интеллектуальную собственность. Более того, различаются они по разным особенностям и ограничениям в своем праве. Для того чтобы разобраться, какие есть субъекты, нужно понять, что же такое авторское право?

Авторское право представляет собой некую разновидность права собственности, которое присваивается автоматически автору той или иной интеллектуальной собственности, именно у автора есть право на распоряжение своей собственностью, будь это какая-то работа, фотография или же картина.

Авторское право распространяет свое действие в основном на произведение художественной направленности — это произведения науки, литературы и искусства. Собственно, они и являются объектами авторского права ( сам перечень объектов есть в статье 1259 ГК РФ). На сегодняшний день авторское право, как и все результаты интеллектуальной деятельности, регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ. Это регулирование достаточно подробно. И в основной своей массе, особенности такого правового регулирования принято освещать в четвертой части гражданского кодекса, там, где говорится о способах передачи результатов интеллектуальной деятельности от одного лица к другому. Это договоры, связанные с передачей прав на ноу-хау, на лицензионные продукты и другое. Право на собственность от автора к другому лицу может предаваться законными способами, а именно путем продажи или передачи по наследству. После передачи права первоначальный автор интеллектуальной собственности не может никак по препятствовать распоряжению этой собственностью [1].

Кроме того, автор имеет ряд имущественных прав в отношении своего произведения. Он имеет право на получение вознаграждения за его воспроизведение, за его копирование, тиражирование и так далее.

Авторское право подразделяется по видам:

Имущественное авторское право выражается в получении какой-либо выгоды от использования своей интеллектуальной собственности. В качестве примера можно привести получение дохода от разработанного приложения для смартфонов или иных девайсов.

Личное-неимущественное авторское право, говорит о том, что такое право не передается сторонним лицам ни на каких условиях.

Исключительное авторское право дает право совершать автором сделки, т. е. автор по договору может продать или подарить другому лицу свою работу [4, с. 74-75].

Определение авторского права с субъективной стороны гласит о том, что это возможность автора и правообладателя использования авторских произведений в личных целях. Авторские права возникают с того момента, когда произведение было создано в объективной форме, а также не требует публичного признания и других формальных процедур [5].

Субъектами данных правоотношений признаются как отдельные люди, так и организация. Но, необходимо отметить, что субъектами авторского права не могут выступать юридические лица. Поэтому, лица, которые каким-то образом участвовали в создании интеллектуальной собственности, признаются авторами, если же это произведение создано в результате совместной деятельности, то данные лица признаются соавторами. Субъекты авторского права указаны в статье 1257 ГК РФ. В частности, первоначальным субъектом авторского права является создатель произведения. Чтобы развеять подозрения, касающихся плагиата, автору необходимо предоставить доказательства, из чего будет ясно кто и когда писал или создавал ту или иную работу [1].

Что касается правообладателя, им может быть как физическое лицо, так и юридическое, т. е. какая-то организация, у которой есть исключительное право пользования произведением. Сначала правообладателем всегда является автор, а затем, в следствие сделки, это право может прейти другому лицу. В таком случае автор теряет правообладание собственностью, но он все еще остается автором работы.

В свою очередь, правообладание дает некоторые преимущества, а именно незначительное по объему произведение одного автора, купленное правообладателем, может стать элементом чего-то более масштабного, а также правообладатель может рассчитывать на получение государственной защиты от незаконного использования материалов, т. е. самих объектов авторского права [5].

Само авторское право передается по наследству, а также авторские права могут носить служебный характер, т. е. служебное произведение, созданное работников-автором в рамках его работы, например, такими работами могут быть операционные системы. Поэтому, когда автор создает свое произведение, он автоматически становится его автором. В частности, законодательство говорит о том, что защита авторского права не зависит ни от каких регистрационных действий со стороны государства.

Защита интеллектуальной собственности наступает с момента создания авторского произведения, но, как правило, из-за отсутствия государственной регистрации того или иного произведения, отследить момент создания и принадлежности конкретному автору бывает достаточно сложно, зачастую просто невозможно. И поэтому формально законодательство начинает отсчет защиты авторских прав с момента первого обнародования произведения. Поэтому, автор обладает правом не только называться или признаваться автором произведения, это право на имя, но он имеет право еще и на обнародование своего произведения, право на защиту его от искажений, поскольку обнародованное произведение всегда можно скопировать, внести в него какие-то изменения, которые могут не соответствовать замыслу автора, тем самым искажать не только содержание, но и может даже наносить вред репутации автора. В связи с чем автор имеет право защищать свое произведение от подобного рода искажений.

На сегодняшний день распространение нарушения авторских прав наблюдается в сети Интернет, поскольку происходит утечка информации. К числу самых распространенных нарушений можно отнести незаконное копирование работ, их распространение от своего имени и плагиат. Собственно говоря, нарушением авторского права является неправомерное использование чужой интеллектуальной собственности или же нарушений договора авторских прав, при этом без согласия автора в своих личных интересах.

Наверно самым распространенным, на сегодняшний день, нарушением авторского права, на просторах Интернета, является незаконное использование, т. е. копирование или продажа не своих произведений. Так, в связи с нынешней ситуацией как в мире, так и в стране нарушения авторского права в сфере незаконного использования не было обнаружено много, но все же это не означает, что их не было вообще. В частности, в 2020 году было зафиксировано 2500 нарушений, по сравнению с 2019 г., в котором было зафиксировано 4265 нарушений, это конечно меньше, но все же копирование чужих произведений является самым распространенным видом нарушения авторских прав [2].

Также, одним из самых распространенных видом нарушения авторства является пиратство, которое представляет нарушение имущественных прав правообладателя. Данное нарушение больше всего связано со скачиванием музыки, фильмов, незаконным пользованием программными обеспечениями и использованием научных произведений.

Например, проблема пиратства фильмов или иных видеоматериалов представляется в распространении копий в различных Интернет-сетях, тем самым нарушители получают от такой деятельности доход. Так как, исходя из исследований ВЦИОМ около 80% россиян не считают видео или аудио произведения авторским произведением, за которое нужно платить, поэтому пользователи отдают предпочтение бесплатному доступу. На сегодняшний день многие браузеры блокируют и удаляют те сайты, на которые выгружен нелегальный материал, а именно почти 60%, по данным Роскомнадзора, видео и аудио контента удалено браузерами поисковых сайтов с просторов интернет-сети [2]. Доступность нелегального контента снижается благодаря блокировкам, однако готовность россиян потреблять этот контент по-прежнему высока [7].

На данный момент участники российского медиа рынка возлагают надежды на антипиратский меморандум, который приняли в 2018 году. Это документ закрепляет в себе целенаправленные меры, суть которых заключается в удалении пиратских файлов и фильтрации сайтов, выходящих в поиске, т. е. те сайты, работающие в обход оригинальных файлов, например, торрент. Поэтому, операторы систем поиска, а также владельцы видеохостингов, правообладатели телеканалов и интернет-компании, т. е. участники меморандума должны будут сверяться с реестром, исключать подобные пиратские ссылки из поиска. Конечно же доступность нелегального материала постепенно снижается, но чем больше будет участников, которые подпишут этот антипиратский меморандум, тем лучше будет работать данная система. Однако не все разобрались в действии этого проекта. В этой связи, еще одной мерой противодействия пиратству является прекращение обслуживание сайтов, которые незаконно публикуют интеллектуальную собственность других авторов [3].

Следующей проблемой авторского права в сети Интернет является плагиат. Зачатую, такая форма заимствования того или иного объекта авторского права выражается в присвоении авторства на чужие результаты интеллектуального труда, посредством использования их под своим именем. Также, плагиатом могут пользоваться как частично, так и применяя цитирование чужого объекта авторского права, если не был указан источник, откуда взята информация. Плагиатом, как правило, необязательно считается опубликование авторской работы, то есть вполне достаточно присутствие его в какой-либо форме, например в виде фотографий или другого произведения. В наше время очень популярно пользоваться различными интернет-магазинами, и в связи с множеством различных брендов и фирм на рынке некоторые недобросовестные владельцы спокойно берут чужие фотографии и другие различные материалы как с других магазинов, так и из социальных сетей. В связи с чем кто-то просто не видит, что его интеллектуальную собственность используют в своих целях, и нечестные владельцы дальше используют информацию, которая им не принадлежит. Поэтому, началось складываться ошибочное мнение, что интеллектуальная собственность никому не принадлежит, однако у любой работы есть автор [6, с. 133-135].

Также, необходимо отметить тот факт, что наблюдается достаточно проблем, касающихся защиты авторских прав в сети Интернет в связи с нарушением прав на адресные наименования. Доменное имя или домен – это неповторимое условное обозначение, которое служит для индивидуализации информационных ресурсов в сети Интернет. На сегодняшний день распространен киберсквоттинг, другими словами — это присвоение чего-либо в интернет-пространстве, и точнее регистрация доменных имен. Люди, которые занимаются киберсквоттингом производят на свое имя регистрации доменных имен для перепродажи малоизвестным компаниям, содержащие в себе наименования или отличительные знаки известных на весь мир фирм. То есть настоящий владелец не может применять исключительные права на фирменное наименование и товарный знак при регистрации доменного имени. Поэтому, при реализации электронной коммерции правообладатель будет вынужден выкупить у конкурентов свое же авторство. Но, у владельцев товарных знаков , как правило, не возникает существенных проблем. То есть, если же возникает ситуация присвоения товарного знака стороннему лицу, то владельцы зачастую обращаются в суд, и более чем в 80% случаев они выигрывают дело [2]. Хоть, и покупка и регистрация свободных доменных имен не противоречит закону, но поскольку со временем кидерсквоттинг начал развиваться, как российские, так и зарубежные власти задумались о том, как ограничить данные процессы.

В качестве возможных направлений по решению данных проблем, целесообразно внедрить технические и организационные методы защиты авторских прав в сети Интернет. Говоря о технических способах защиты, то в данном аспекте используют DRM (digital rights management) или ТЗАП (технические средства защиты авторских прав), представляющие собой цифровое управление авторскими правами. Эти средства не позволяют совершать какие-либо копирования, так как на данный момент невозможно отличить добросовестное копирование от незаконного. Поэтому, можно внедрить такие мини технические средства для локальной борьбы с нарушениями. Еще одним методом защиты авторских прав являются правовые, которые позволяют на законодательном уровне регулировать авторские права. На сегодняшний день есть лишь общие положения, касаемо вопросов защиты интеллектуальной собственности, но отсутствует правовое регулирование прав в компьютерной сети и обеспечение законного использования контента в Интернете. То ест нужна конкретика и расширение положений, для того чтобы можно было правильно, полно и законно использовать свои права и не нарушать чужие.

Кроме того, защита интеллектуальной собственности возможна с помощью записи информации со страниц сайтов на лазерный диск с последующим его сохранением и переносом в хранилище – Web-депозитарий. К тому же, такой метод защищает содержание информации на сайте, предупреждая возможные претензии. Поэтому, в решении проблем зашиты авторских прав важным является не ограничение распространения или пользования тем или иным интеллектуальным трудом, а создание новых условий для его распространения, чтобы это было правоприменительно как для автора, так и для пользователя.

Подводя итог, исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод о том, что множество пользователей сети Интернет размещают нелегальный контент, к которому авторы данного интеллектуальнго труда в праве предъявить претензии. Глобальная сеть представляет собой огромное пространство для интеллектуального творчества, для обмена информацией, а легкость получения, копирования и ее передачи и главное, условная анонимность данных операций позволяет нарушать авторские права и иных правообладателей находящегося в интернет-сети. Поэтому доступность информации в сети Интернет может принести не только положитеельный эффект, но и вред.

Список литературы:

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – ст. 1225-1230, 1255-1259

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]-Режим доступа: rkn.gov.ru ( дата обращения: 17.11.2020).

CNews — крупнейшее издание в сфере высоких технологий в России и странах СНГ. [Электронный ресурс]-Режим доступа: www.cnews.ru (дата обращения: 17.11.2020).

Данелян Р.Н. Способы защиты авторских прав в сети Internet // Система управления интеллектуальной собственностью и защита интеллектуальных прав в образовательных организациях: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции Санкт-Петербургский университет МВД России. - 2017. - С. 72-76 

Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности. М.: Юрайт, 2017.

Сагитова А.А. Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет // Молодой ученый, 2019. № 5. С. 133-137.

Смирнов С.А. О некоторых способах совершения преступлений в сфере авторских и смежных прав в сети «Интернет» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. № 3 (35), 2018.

Просмотров работы: 221