ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГБПОУ «МОСКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ ИМ. Л. Б. КРАСИНА» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГБПОУ «МОСКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ ИМ. Л. Б. КРАСИНА»

Чернышева Е.В. 1, Зеленкова К.А. 1
1Институт изящных искусств МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в тему

 

Визуально-графическая навигация неотъемлемая часть информационной составляющей большого города. В течение дня каждый человек неоднократно сталкивается с ней по дороге на работу, в общественном транспорте, в зданиях различного назначения. Грамотно разработанная система навигации упрощает поиски необходимого места и существенно экономит время.

Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина является частью городской среды и также нуждается в продуманной системе навигации. Быстрое и доступное ориентирование в пространстве учебного заведения является неотъемлемой частью полноценного образовательного процесса.

Помимо осуществления основного образовательного процесса техникум активно принимает участие в жизни города (городских образовательных проектах). Поэтому качественная система навигации необходима как для постоянных сотрудников техникума и студентов, так и для гостей техникума.

За текущий учебный год в техникуме Красина был проведен ряд культурно-образовательных мероприятий (рис. 1), которые зафиксированы на сайте техникума в календаре событий. В рамках городского проекта “Арт-субботы” техникум проводит различные лекции и мастер-классы для школьников. Также в рамках городского проекта “Финансовые субботы” в техникуме проводятся лекции и тренинги для школьников, их родителей и студентов колледжей, нацеленные на формирование финансовой культуры. Техникум креативных индустрий им. Красина

активно взаимодействует со школами Москвы, являясь современной площадкой для формирования и оттачивания профессиональных навыков учеников 5-11 классов в рамках масштабных городских проектов "Юные мастера" и "Профессиональное обучение без границ", проводит уроки технологии для школьников в своих мастерских. В рамках встреч в “Клубе друзей техникума Красина” техникум посещали такие гости как Сергей Турко - главный редактор "Альпина Паблишер", Сергей Лебеденко - судебный корреспондент «Новой газеты», Владимир Митин - главный редактор издательства «Аквилегия-М», Ольга Полежаева - ведущий редактор по информатике в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» и другие спикеры.

Мероприятия Московского техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина посещают представители предприятий-партнеров: ООО издательство «БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ», АО ПК «Пушкинская площадь», Типография ФСБ, АО Издательско-полиграфический комплекс «Красная звезда», АО «ВМС-Принят», издательство «Граница», а также МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Московский Международный Университет, Московский Политехнический институт (Высшая школа печати и индустрии), Московский государственный психолого-педагогический, университет Синергия.

Дни открытых дверей, в которых принимают участие абитуриенты и их родители, проводятся несколько раз в учебном году. Со 2 октября 2019 года открылась студия звукозаписи, в которой также проводятся мастер-классы для желающих. В Арт-центре “Полиграфический цех” проводятся выставки современного искусства и фотовыставки. Также техникум принимает участие в таких городских проектах, как “Школа успеха молодого москвича”, “Школа успеха «серебряного» москвича”, «Субботы московского школьника». При этом в продуманной системе ориентирования нуждаются: студенты 1 курса, новые сотрудники техникума и работники типографии, визитеры компьютерных курсов и другие “Гости техникума Красина». Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина - это центр компетенций в области медиа, культуры и искусства.

Помимо участия в перечисленных проектах, команда техникума и привлеченные эксперты из числа директоров московских колледжей и ведущих сотрудников центральных музеев Москвы работают над расширенным проектом экспозиции музея профессионального образования Москвы, которая будет открыта в 2020 году в здании «Автозаводское» Московского техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина. Это обусловило необходимость создания единой информационно-образовательной среды техникума (рис. 2).

Рис. 1. Плакаты по мероприятиям прошедшим в техникуме Красина

Рис. 2. Цели, задачи и результат проекта навигации в техникуме

На первом этапе работы над проектом навигации для техникума был проведен предпроектный анализ (рис. 3) внутренней образовательной среды корпуса техникума им. Л.Б. Красина, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Велозаводская, д. 8. Он включал в себя фотофиксацию информационно-образовательной среды техникума и анализ существующей ситуации.

Рис. 3. Содержание рабочей схемы предпроектного анализа

Фотофиксация помещений техникума и последующий ее анализ показали, что в техникуме недостаточно проработана навигационная система. На первом этаже техникума находятся: пост охраны, зона музея, гардеробная, столовая, медицинский кабинет, тренажерный зал и холл первого этажа с двумя выходами на 2 этаж. При входе в здание, минуя пост охраны, возникает вопрос – в какую сторону необходимо идти, где находится подъем на второй этаж и как пройти до нужных помещений. Сейчас на первом этаже имеются несколько навигационных указателей направления, но ввиду того, что они располагаются в зоне информации, они теряются в обилии информационного потока (рис.4). Поэтому на первом этаже будет целесообразно разместить общую карту техникума с условными обозначениями для каждого этажа, при этом расположить ее таким образом, чтобы она была наглядна и не терялась на фоне остальной информации. Расписание занятий, объявления, афиши техникума о мероприятиях – весь информационно-образовательный поток необходимо систематизировать.

Несмотря на то, что на первом этаже имеется зона информационных стендов, большинство объявлений располагается на дверном блоке при входе на второй этаж (рис.5). Там необходимо расположить настенный указатель, но для того, чтобы навигационный элемент не потерялся на фоне объявлений, всю информацию, которая располагается на дверном блоке, нужно расположить в специально предусмотренной зоне информации, это позволит выделить навигационный настенный указатель. В каждом конце коридора необходимо установить подвесной указатель напротив дверей, который будет указывать, где находятся выходы на следующий или предыдущий этаж. Данные указатели необходимы, так как находясь впервые в техникуме тяжело сориентироваться, где именно находится подъем на следующие этажи. Безусловно, можно интуитивно догадаться, что выходы находятся в конце коридора, но для быстрой и простой ориентации по корпусу такие указатели необходимы (рис.4).

Рис. 4. Фотофиксация холла первого этажа

Рис. 5. Фотофиксация дверного блока первого этажа

Поднимаясь на второй этаж, на лестничном пролете перед посетителем возникает возможность выбора, в какую сторону пойти – прямо или налево. На дверном блоке имеются направляющие в формате распечатанных листов А4 формата для кабинетов, но ввиду того, что двери этажей выступают в качестве информационных носителей, такие указатели также теряются. Соответственно на всех этажах в зоне лестничной клетки необходимы настенные указатели.

Проходя через дверной проем на 2 этаж, открывается длинный холл с кабинетами (рис.6). Номера и обозначения кабинетов не читабельны на расстоянии, поэтому необходимо установить консольные указатели номеров кабинетов. Их располагают перпендикулярно поверхности двери, что дает возможность просматривать номер кабинета или обозначение места с дальнего расстояния. Такую систему нужно предусмотреть на каждом этаже, каждый кабинет должен быть пронумерован и иметь свое обозначение.

Поднимаясь на 3 этаж и проходя направо, открывается длинный коридор (рис.7). В данном крыле корпуса на всех этажах в конце коридора необходимо установить подвесной указатель для обозначения местонахождения лестницы, которая совершенно не просматривается при входе в крыло.

Рис. 6. Фотофиксация второго этажа

Рис. 7. Фотофиксация третьего этажа

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующий вывод: необходимо систематизировать информационные потоки в техникуме. На каждом этаже не хватает обозначения номеров кабинетов в единой стилистике со всей навигационной системой, на лестничных пролетах необходимы настенные указатели направления, в конце коридоров - подвесные указатели направления, на первом этаже - единая карта всех этажей со всеми условными обозначениями.

На данном этапе навигация в Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина недостаточно проработана и информативна, вследствие чего новым студентам и посетителя техникума необходима длительная адаптация и добраться до пункта назначения без посторонней помощи впервые может вызвать некоторые трудности.

В качестве примеров визуальной навигации был проведён анализ проектов:

1 - «Система ориентирования для университетского квартала Российского государственного гуманитарного университета»,

2 - «Функциональное зонирование и навигационная система для Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.»,

3 - проект навигационной системы для социального центра «Мой социальный центр» (г. Москва).

Российский государственный гуманитарный университет

был создан в 1991 году, и сегодня это один из самых известных гуманитарных университетов страны. В РГГУ пять корпусов, причем два из них находятся внутри одного здания. В корпусах действует сложная система переходов, которая связывает между собой разные части университета.

В процессе создания навигационной системы дизайнеры проекта провели логистический анализ, при котором были выявлены особенности и проблемы университета. Выделены основные субъекты навигации – это студенты, сотрудники, гости. Проанализированы характерные маршруты передвижения по территории и в результате, определены ключевые точки интереса, буферные зоны (лестницы, переходы и т.п.), а также «сердце» кампуса — место, с которого начинается маршрут любого посетителя.

Предложенная система навигации для университета включает:

элементы внешней навигации – карта с указателями, обозначение номера корпуса, таблички обозначения входной группы;

элементы внутренней навигации – указатели направления, указатели направления с картой этажа, указатели на сервисные объекты, указатели направления с картой, этажный указатель, стенд с картой и дверные таблички с номерами кабинетов.

Главным объектом навигационной системы выступила единая карта корпусов. Стилистика всех корпусов карты выполнена в объеме, что позволяет еще проще ориентироваться, и акцентирует внимание на исторической ценности зданий (рис. 8).

Рис. 8. Единая карта корпусов РГГУ

В качестве цветовой гаммы для навигации используется несколько оттенков темно-синего цвета в композиции с акцентными контрастными цветами (рис. 8). Каждому корпусу навигации присвоен определенный цвет, что позволяет лучше ориентироваться по карте. Стоит заметить, что помимо цветового разделения зданий университета, каждый корпус имеет свой порядковый номер. Это говорит о том, что ориентироваться по карте можно не только с помощью цвета, но и с помощью номеров. Также на карте присутствуют проложенные маршруты перемещения между корпусами и пронумерованные входы в здания, главные «точки притяжения» и самые популярные места в университете. На карте имеются и специальные символы с обозначениями, например, где на территории университета располагается буфет, где находится велопарковка, столовая, тренажерный зал и другие объекты. Также на ней имеется список всех институтов, которые входят в состав РГГУ с подробным обозначением кафедр и их местоположения.

В целом можно сказать, что карта университета достаточно проработана, структурирована, информативна, читабельна и понятна, на ней имеется цветовая идентификация каждого корпуса, нанесены все условные обозначения. Можно сделать вывод о том, что карта стала главным элементом в формировании навигационной системы РГГУ.

Помимо единой карты университета в навигации присутствуют настенные таблички и указатели (рис. 9). Данные элементы навигации также выполнены в единой цветовой стилистике с нанесением всех необходимых обозначений. На рисунке 10 приведены иконки навигации. Данные иконки понятны и информативны, даже без условных обозначений понятен смысл всех символов.

Рис. 9. Настенный указатель РГГУ

Рис. 10. Иконки навигационной системы

«Функциональное зонирование и навигационная система для Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» - стал следующим объектом для анализа.

Музей Победы (бывш. Центральный музей Великой Отечественной войны) является составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве. Задачи, которые стояли перед дизайнерами проекта, состояли в том, чтобы на основе анализа сценариев посещения предложить новое функциональное зонирование предэкспозиционного общественного пространства основного здания музея и увеличить поток посетителей на открытые выставочные площадки. Основным инструментом, корректирующим потоки посетителей, стала новая система навигации.

В ходе работы был предложен ряд проектных решений. Дизайнерам было необходимо в целом переосмыслить пространство музея и предложить новый проект зонирования. Разделение потоков «вход и выход» — теперь выход из Музея возможен только через левое боковое крыло на 0 этаже. Данный выход находится в непосредственной близости от Площадки военной техники на территории Парка Победы, что существенно сокращает дистанцию для желающих продолжить осмотр.

Кассы, находившиеся раньше на улице, перенесены на 0 этаж. Туда же перенесена и точка контроля билетов, что превратило пространство 1 этажа в прямую транзитную зону, а 0 этажа — в полноценное общественное пространство со всеми сервисами в прямом доступе даже для посетителей без билетов. Понятная система навигации, которую в ходе проекта спроектировали дизайнеры, помогла сделать посещение Музея Победы удобным и комфортным.

В состав навигационной системы музея входят: единая карта, подвесные указатели, настенные указатели направления, интерьерные вывески, консольные указатели.

Единая карта музея Победы выполнена на белом фоне, используется только 2 основных цвета – темно-синий и темно-желтый. На белом фоне используемые цвета выглядят контрастно, что способствует хорошей читабельности всех нанесенных элементов. На карте отображены последовательно 4 этажа музея друг над другом. При помощи многоуровневой подачи создается впечатление объема, при том, что на карте нет объемных элементов. Данный формат карты удобен, так как сразу видны и понятны все этажи. На карте также присутствуют дополнительные знаки, которые показывают, где находится лестницы, переходы, буфеты и другие ключевые зоны (рис. 11).

Рис. 11. Карта музея Победы

Рис. 12. Навигационные значки

Подвесные и настенные указатели выполнены в едином стиле навигации в разном цветовом сочетании. Иконки навигации понятны и информативны, никаких особенных начертаний знаки не содержат (рис. 12).

Третий рассмотренный проект - это навигационная система для социального центра «Мой социальный центр» - новый проект Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы для старшего поколения.

Это место живого общения и добрососедства, где главными организаторами активностей и хозяевами выступают сами жители.

Для социального центра был проведен целый комплекс работ. Были разработаны бренд «Мой социальный центр» и навигационная система, которая была реализована в первом центре в Марьиной роще.

Так как формат пространства абсолютно новый, то разработка навигационной системы предполагала создание не только графического дизайна, но и системы наименований пространств и разработки правил пользования для них.

Немаловажно то, что разработанная система должна быть удобна и доступна основным пользователям социального центра — старшему поколению, поэтому в навигационной системе и в обозначении зон используется большой кегль шрифта, восприятие которого не вызывает сложностей.

В систему навигации данного проекта входят: интерьерные вывески, настенные текстовые блоки, настенные указатели направления, карта помещений.

Карта содержит один этаж, она представлена в простой графике, на ней нет перегруженных элементов, имеется несколько цветов разных помещений и условные обозначения (рис. 13). Вся навигация спроектирована в единой стилистике, элементы ориентирования выполнены из дерева с нанесением белого текста (рис. 14). Шрифт используется без засечек. Иконки навигации не содержат сложной графики и понятны. В целом визуальная навигация социального центра выглядит просто, при этом современно.

Рис. 13. Карта социального центра

Рис. 14. Настенный указатель социального центра

Разобрав несколько примеров навигационных систем, можно сделать следующий вывод: в навигации СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА обязательно должна быть единая карта всех этажей с условными обозначениями. При этом важно помнить, что навигация в социальном центре для пожилых людей должна быть не только ориентиром, но и комфортной для возрастной категории. Карта должна содержать цветовое деление по этажам либо по назначениям кабинетов, например, помещения общеобразовательных предметов выполнить в одной цветовой гамме, а помещения администрации техникума в другой, такое цветовое деление поможет лучше ориентироваться по карте.

Во всех представленных системах навигации также присутствовали настенные указатели, зачастую они располагались в зонах пересечения максимального потока субъектов навигации, а именно это лестничные клетки, входные зоны, холлы и переходные маршруты между корпусами.

Декабрь 2020

Просмотров работы: 10