Формирование проектного мышления у школьников в художественных классах в рамках дисциплины «Дизайн» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование проектного мышления у школьников в художественных классах в рамках дисциплины «Дизайн»

Софинская Надежда 1
1Московский педагогический государственный университет. Институт изящных искусств. Художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Зачем нужен дизайн?

В современном мире «коммуникаций и потоков» каждому человеку необходимы навыки рационального проектного мышления, способность последовательного решения творческих задач, связанных с удовлетворением потребностей различных групп людей. Этим вызовам как нельзя лучше соответствует дизайн – проектная формообразующая деятельность, нацеленная на гармонизацию жизни человека и его предметного окружения.

Дизайн учит нас:

точно формулировать проектную задачу, отталкиваясь от данных предпроектного анализа;

владеть техниками поиска и разработки креативных идей;

осознанно использовать различные методы проектирования, от опросов целевой аудитории до создания промышленного образца;

последовательно достигать выразительного и эффективного результата.

Дизайн позволяет сохранить экономические приоритеты тиражируемых изделий и при этом найти решения, учитывающие вкусы или ожидания различных людей.

Дизайн добавляет к инновационным технологиям гуманистическую установку на оптимизацию жизни, рабочих и образовательных процессов, здоровья, экологии.

Дизайн способен воспитать, привлечь внимание, задать траекторию передвижения, сделать более эффективными отношения между людьми. Его продукты – не просто идеи или эскизы, но предметы и системы, обладающие функциональностью и красотой.

Что такое проект?

Если посмотреть определение в распространенном интернет-ресурсе Википедия, то находим два основных значения.

1. Проект в инженерной деятельности  

(соответствует  англ. design от  лат. designare  «размечать, указывать, описывать, изобретать»)  — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.  Является результатом проектирования — процесса определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части. Проект, целью которого является создание опытного образца нового изделия и разработка конструкторской и технологической документации на него, реализуется в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР).

2. Проект в управленческой деятельности 

(соответствует  англ. project от  лат. projectus  «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд»)  — временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.

Одно определение больше касается практического, методического создания продукта, в то время как второе открывает нам очень важный провидческий аспект проектирования. Именно он является движущей силой дизайна, так как результатом любого творческого акта является нечто, чего не существовало ранее, а значит дизайнер, должен был предвидеть заранее, что именно этот продукт будет релевантен для потребителя, адекватен времени и контексту будущего. «Бросить вперед» или спроецировать свою мысль в будущее может только творец, обладающий проектным мышлением, целой системой знаний и навыков, методом их применения для синтеза нового.

Примечание: если смотреть работы педагогов-исследователей, практиков, то определение дизайна можно увидеть в самых разных интерпретациях, что связано с его многоликой спецификой проектной деятельности в учебной и профессиональной практике.

Поскольку метод проектов все чаще применяется в самых разных сферах, необходимость преподавания его в школе становится очевидной. В своей магистерской диссертации я раскрою некоторые аспекты обучения проектному мышлению именно школьников, с учетом их возраста, культурного уровня, владения прикладными и компьютерными художественными технологиями.

Проблема. Большинство школьных предметов преподаются с помощью репродуктивного метода, развивая в школьниках лишь рецептурное мышление, обучение через повторение, выбор из доступных готовых вариантов. Дизайн рассматривается либо как компиляция опыта, приобретенного предыдущими поколениями, либо как сугубо художественная дисциплина, декораторское искусство.

В условиях бурно развивающихся технологий, знаний о мире, о человеке, о производстве подобный способ устаревает быстрее, чем успевает создаваться продукт дизайна. В итоге, на выходе из школы ученик обладает заведомо устаревшей информацией, лишь часть которой может быть использована в современном мире, он не готов к новым вызовам, к постоянному обучению, к профессиям 21-го века, ему сложно вписаться в современные реалии.

Идея как фактор условий: необходимо создать условия для полного погружения учащихся в многостадийный проектный процесс, обучить их анализу, критическому мышлению, рассуждению, логике, функциональной грамотности, инициализации креативных процессов, творческому провидению и оправданному риску, самостоятельному принятию решений, основанных на понимании цели их конечного продукта и на изначальном контексте, в котором продукт создаётся.

Цель - разработка алгоритма поэтапных действий в структуре нового комплексного метода работы со школьниками, направленного на развитие проектного мышления.

Гипотеза. Проектное мышление – необходимый навык XXI века в любой сфере деятельности для каждого человека, который хочет заниматься чем-то большим, нежели рутинной работой. В век технологий профессии, не связанные с интеллектуальной деятельностью, постепенно теряют свои позиции, предпочтение отдается машинам, делающим физические процессы точнее и дешевле. Как только на горизонте возникает элемент творчества и принятия решений с ориентацией на конечного пользователя, а также неиспробованный ранее результат, работа превращается в проект. Именно здесь человек пока незаменим. Человек любой профессии, обладающий гибким креативным мышлением, многофункциональными междисциплинарными компетенциями, становится ценным ресурсом как на рынке труда, так и в области мировых инноваций в различных областях. Поэтому обучать навыку проектного мышления необходимо в школьном возрасте.

Гипотетически предполагается, что внедрение нового комплексного метода работы со школьниками обеспечит условия для полного погружения учащихся в многостадийный проектный процесс, сможет решить нестандартную задачу подготовки креативных специалистов, обладающих универсальными навыками и компетенциями как для существующих профессий, так и для тех, которые появятся в будущем, ныне не существующих.

Задачи педагогического эксперимента:

Обучить экспериментальную группу школьников анализу, критическому мышлению, рассуждению, логике, самостоятельному принятию решений, и, в сочетании с развитием креативности и эстетического чувства, соединению интересов промышленного производства и конечного потребителя в художественном продукте своей деятельности.

База проведения эксперимента: Московская Центральная Художественная Школа при Российской Академии Художеств.

Теоретическая и практическая новизна.

будет обоснована идея модернизации стандартной программы обучения с помощью замены репродуктивного метода, развивающего в школьниках лишь рецептурное мышление, на более эффективный метод проектного мышления, дающий гибкость и преимущество специалисту любой сферы деятельности, заведомо более адекватный времени результат и художественную ценность;

обучение будет построено по принципу междисциплинарности, включать материалы и использовать инструменты из других предметов, преподаваемых в художественной школе, развивать в детях любознательность и интерес, заставлять задумываться о связи различных дисциплин и сфер знаний, возможности их соединения для синтезирования новых идей в своих проектах и изобретениях;

будет представлено методическое пособие для учителей школы по дисциплине «Дизайн» и комплексная программа дисциплины «Дизайн» для 5-11го классов в художественной школе. Преимущество авторского методического пособия: состоит из уроков, заданий, направленных на постепенное обучение школьников принятию самостоятельных проектных решений, умение продумать, обосновать и презентовать свой проект от начала до конца;

планируется использовать как традиционные, так и новейшие форматы обучения, инструменты и технологии современного образования.

Источником моих смысловых конструкций стали работы учёных-исследователей, практиков педагогической деятельности в области дизайна:

Ткалич Светлана Константиновна, доктор педагогических наук, Институт изящных искусств, МПГУ.

1 - О формировании специальных компетенций дизайнеров в ходе профессиональной подготовки.

2 - Научный вектор третьего тысячелетия в проектной культуре дизайна с национально-культурным компонентом.

3 - Образовательный информационный контент "этнодизайн россии" как культурно-технологическая основа для проектов дизайнеров.

Сокольникова Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, Институт изящных искусств, МПГУ.

1 - Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

2 - Дизайн-образование в школе.

Просмотров работы: 7