Проблемное обучение - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемное обучение

Власенко К.В. 1
1Университет Дубна
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для каждого преподавателя важно, чтобы его предмет вызывал у учеников интерес, чтобы он доставлял положительные эмоции. Поэтому ученики должны стать активными соучастниками процесса.

В отличие от традиционного обучения, проблемное доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия, инициирует развитие их творческой активности.

Проблемное обучение применимо ко многим предметам, в том числе и к экологии. Оно позволяет, превратит учебный процесс в увлекательное действие, и дать ученикам почувствовать себя вовлеченными в процесс познания

Глава 1. Метод преподавания проблемного обучения

1.1 Концепция проблемного обучения

В разработку концепции проблемного обучения свой вклад внесли многие педагоги и психологи, но мне хотелось бы выделить И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева. Принципы проблемного обучения активно разрабатываются с советских времен, активные исследования в этой области ведутся до сих пор. В зарубежной педагогике история проблемного обучения связана с Дж. Брунером и Дж. Дьюи [1].

По определению советского психолога Матюшкина А.М., проблемная ситуация характеризует психическое состояние ученика, которое возникает в процессе выполнения задания, требующего усвоения новых знаний о предмете, способе действия с предметом или об условиях выполнения действия. Основным условием принятия проблемной ситуации является наличие у человека потребности в раскрываемом новом свойстве, отношении или способе действия. Чтобы процесс усвоения знаний происходил активно, необходимо, прежде всего, создать условия, которые будут вызывать потребность в познании у обучающихся [1].

Именно при таком подходе процесс усвоения знаний будет происходить в соответствии с основной последовательностью усвоения – как удовлетворение возникшей познавательной потребности. Такая потребность может определяться как непосредственными практическими, так и общественными, более широкими условиями.

Фундаментальные цели познания [6]:

усвоение знаний, умений, навыков;

повышение прочности знаний;

овладение самостоятельной работой;

развитие поисковых и исследовательских умений и навыков;

формирование познавательных и творческих способностей.

Выделяются три признака проблемной ситуации в обучении:

1) она должна быть такой, чтобы в решении использовались познавательные и исследовательские навыки;

2) все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть важны для учащихся;

3) разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать через решение цепи проблем, подчиненных основной, которые вытекают одна из другой и показывают логические отношения между изучаемыми явлениями, законами, процессами.

Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащегося, вызвала у него интерес, желание разобраться [6].

1.2 Постановка и решение проблемы

Осознание сущности затруднения учащимся возможно, если он понимает базу усвоенных методов работы и может проследить соответствие этих оснований с реальными условиями решаемой задачи. На основе такого анализа проблемная ситуация становится проблемной задачей. Такой этап в концепции проблемного обучения является важнейшим для формирования научного мировоззрения и для развития потенциала самостоятельной работы у учащихся. Известно, что нахождение и постановка проблемы, и ее сформулированность зачастую требует больших уместных усилий, в отличие от его последующего разрешения [4]. Хорошо выраженная, осмысленная проблемная задача предполагает появление серии проблемных вопросов. Такие проблемные вопросы превращают проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы. Ответной деятельностью учащихся является процесс сбора информации о признаках и свойствах элементов, которые составляют проблемную ситуацию. В итоге такого сбора происходит выработка гипотезы разрешения проблемы. После выдвижения гипотезы учащимся нужно обосновать её и проверить, насколько она соответствует начальным условиям проблемной задачи. Выработка гипотезы, ее проверка и ее исправление может проходить значительное количество раз. После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из неё следствий и их проверки, осуществляется окончательный этап – оценка найденного решения, определение того, насколько оно подходит для решения других задач [5].

Матюшкин А.М. выделяет три главных компонента структуры проблемной ситуации [9]:

1) усваиваемое отношение, способ или условие действия, раскрываемое в проблемной ситуации;

2) действие, выполнение которого необходимо в поставленном задании, вызывает потребность в новом усвоении знаний или способов действий;

3) возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и открытии нового знания.

Выход из проблемной ситуации состоит тоже из трех этапов: постановка проблемы, решение данной проблемы, проверка решения.

Иногда выделяют 5 этапов решения задачи:

1) осознание проблемы, способ решения которой неизвестен;

2) разделение задачи на данное и искомое, осознание вопроса и изначальных данных;

3) выявление взаимозависимости между данными и вопросом;

4) решение;

5) проверка решения.

Технологическая схема цикла проблемного обучения состоит из 6 этапов [4]:

I этап – постановка педагогом проблемной ситуации, восприятие ее проявления учащимися, создание у ребенка вопроса, реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств.

II этап – переход из педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска, осознание противоречия, формулировка. На этом этапе учитель оказывает минимальную помощь, задает наводящие вопросы. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение психологической проблемной ситуации индивидуально, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов [10].

III этап – поиск решения проблемы, выход из не поддающийся решению противоречий. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы с использованием дополнительной информации. Учитель должен оказывать необходимую помощь.

IV этап – «Ага-реакция», переход от возникновения идеи к решению, разработка его, образование нового знания у учащихся.

V этап – воплощение найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап – проверка отрешенных результатов обучения [2].

Существуют методические приемы создания проблемных ситуаций:

учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные мнения на один и тот же вопрос, дает классу рассмотреть явление с различных позиций;

подталкивает обучаемых к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактам, задает конкретные вопросы [2].

Глава 2. Современная теория проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такое создание учебного процесса, которое предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и интенсивной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего будет проходить творческое овладение профессиональными навыками, знаниями, умениями и развитие мыслительного процесса [2].

Человек начинает мыслить, когда он хочет в чем-то разобраться и что-то понять. Во многих работах проблемный метод обучения рассматривается как средство активизации учения, повышения эффективности обучения определенной конкретной дисциплине. Проблемная ситуация в обучении – это задание, вызывает разногласие между имеющимися у учащихся знаниями, способами действия между требованиями в задании [3].

Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не излагаются в готовом виде, не даются правила и инструкции, следуя которым, ученики могли бы высказаться гарантированно правильно. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, человеческой психики, в частности, мышления и интереса, которые формируются при выходе из проблемной ситуации.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические, педагогические [4].

Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью вопросов учителя, которые подчеркиваются определенные отличительные качества объекта, на которое направлено познание. Создание же психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Важно так же то, чтобы проблемная ситуация могла быть доступна для решения учениками [3].

Проблемный метод обучения относится к активным методам. Он соответствует современной психолого-педагогической теории и практике, в которой реализуется принцип проблемности, предполагающий использование объективной двойственности изучаемого и формирование решения, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых [9].

Целостная задача требует умений анализировать ее условия, расчленять основную проблему на ряд частных проблем, которые подчинены основной, создавать план и этапы решения проблемы, формулировать гипотезу, синтезировать различные направления поисков, проверять решение [6].

Если проанализировать деятельность педагога и обучающегося при традиционном и проблемном обучении, можно прийти к схемам, представленным в следующих ниже таблицах.

Таблица 1. Традиционное обучение [12]

Как видно из таблицы 1, в традиционном обучении мало возможностей для развития мыслительной активности. Ученик двигается по готовым принципам, методам и способам.

Таблица 2. Проблемное обучение [12]

В этом случае обучающийся пользуется методами научного познания, активно работает, сам выдвигает гипотезы, активно учавствует в познавательном процессе.

Глава 3. Пример проблемного обучения в ДОУ

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению [10].

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые вызывают противоречия между сформированным опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Проблемный вопрос – это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Например, на вопрос: «Когда опадают листья?» предполагается ответ на основе уже полученных знаний. А вопрос «Почему летом не опадают листья?» требует рассуждений, поэтому он является проблемным [11].

Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос. Например, проблемная задача: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но, если он прыгнет в воду, он всплывет. Как мы можем ему помочь? Дальше последует рассуждение детей, что Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут, следовательно, дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом. В ходе такого рассуждения они демонстрируют, уже полученные знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. Далее идет рассуждение о возможном решении, например, если ключ металлический, его можно достать магнитом, дальше возможно возникновение проблемной ситуации.

Проблемная ситуация возникает, когда у детей не хватает знаний. Именно проблемная ситуация, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие является важной частью проблемной ситуации. Например, из ситуации с Буратино у детей могут появиться ряд вопросов: «Почему металлические предметы в воде тонут, но корабль, который весь из металла, может плавать?». Когда ребенок задает себе подобные вопросы, он размышляет и приходит к ответам на них и как следствие к решению проблемы.

Принцип проблемности содержания обучения может быть так же реализован и в форме учебных деловых игр [7].

Были выделены достоинства и недостатки проблемного обучения.

Достоинства: оно формирует особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоенных знаний и творческое их применение в практической деятельности. Так же оно формирует мотивацию достижения успеха и развивает мыслительные способности [6].

Недостатки: оно требует больших затрат времени, как для постановки проблемы, так и для ее решения. Так же большая трата времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения [7].

Заключение

В настоящее время система образования ориентирована на поиске моделей, которые способны обучать продуктивному и критическому мышлению. Создание методы проблемного обучения, которое ориентировано на открытие нового. Целью такого обучения, является развитие эвристических умений в процессе решения проблемных ситуаций разного характера. Еще Сократ, при помощи диалога между двумя людьми, для которых истина зарождалась во время поиска ответов, во время диалога, так же и в проблемном обучении истина зарождается путем выдвижения гипотез, которые способны разрешить проблемные ситуации.

В основном проблемное обучение – это исследовательский тип обучения с большими развивающими возможностями. По итогу ученик овладевает способностью увидеть проблему, проанализировать ее, и самостоятельно найти выход.

Список литературы

Каримова С.О. Проблемные ситуации как средство активизации познавательного интереса учащихся // Символ науки. – 2017. – №9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-situatsii-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya Режим доступа: свободный. Дата обращения: 08.12.2020.

Ковалёва И.В. Технологии проблемного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №6-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-problemnogo-obucheniya Режим доступа: свободный. Дата обращения: 25.10.2020.

Кортунова Л.Н. Концепция проблемного обучения как средство формирования познавательных интересов и творческого мышления обучающихся при изучении предметов гуманитарного цикла // Проблемы науки. – 2015. – №2(32). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-problemnogo-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnyh-interesov-i-tvorcheskogo-myshleniya-obuchayuschihsya Режим доступа: свободный. Дата обращения: 25.10.2020.

Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании // Вестник науки и образования. – 2019. – №5(59). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii Режим доступа: свободный. Дата обращения: 25.10.2020.

Мурадов А.А Место проблемного обучения в учебном процессе // Достижения науки и образования. – 2018. – №6(28). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-problemnogo-obucheniya-v-uchebnom-protsesse Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.10.2020.

Насырова Д.М., Очилова М.Р., Кадырова З.Б. Проблемный метод обучения, как активный метод // Наука. – 2014. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnyy-metod-obucheniya-kak-aktivnyy-metod Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.10.2020.

Никитина Н.Л. Проблемное обучение как одна из эффективных педагогических технологий // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2016. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odna-iz-effektivnyh-pedagogicheskih-tehnologiy Режим доступа: свободный. Дата обращения: 08.12.2020.

Парпиева Н.Т., Якубова У.Ш. Проблемное обучение // Научный журнал. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-2 Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.10.2020.

Проблемное обучение // Сайт «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/obrazovatelnie-tehnologii-problemnoe-obuchenie-696439.html– Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.10.2020.

Русских В.Л. Проблемное обучение // Проблемы педагогики. – 2015. – №10(11). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-1 Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.10.2020.

Просмотров работы: 27