Актуальность. Часто у молодого специалиста возникает соблазн подражать в стиле деятельности успешному в профессиональном плане коллеге, но необходимо отметить, что формирование у каждого педагога индивидуального стиля деятельности накладывает естественные ограничения на использование им чужого педагогического опыта, даже самого передового. У педагога с другим набором индивидуальных черт те же самые способы и приёмы осуществления деятельности будут иметь уже во многом другое воплощение, и далеко не всегда столь же удачное. Педагог может достигнуть мастерства, только учитывая свои стойкие индивидуальные особенности, в том числе и обусловленные свойствами нервной системы.
Цель работы – изучить и выявить преобладающий индивидуальный стиль деятельности учителей физической культуры.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие учителя физической культуры Свердловской области г. Екатеринбург в возрасте от 24 до 37 лет в количестве 10 человек. Исследование было направлено на выявление доминирующего индивидуального стиля деятельности учителя по физической культуре. Для выявления индивидуального стиля деятельности учителя был применён опросник «Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя», разработанный А.М. Марковой, Л.Я. Никоновой, 2009; модифицированный Е.В. Мельник и Е.С. Силич (Воскресенской), 2014.
При разделении стиля в труде педагога в методике учитывались следующие признаки:
– содержательны характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда);
– развертывание учтелем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своём труде;
– динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);
– результативность (уровень знаний и навыков учения у воспитанников, а также их интерес к предмету).
На основе этого было выделено четыре стиля педагогической деятельности:
– Эмоционально-импровизационный стиль;
– Эмоционально-методический стиль;
– Рассуждающе-импровизационный стиль;
– Рассуждающе-методический стиль.
Результаты исследования.
В таблице 1 показаны результаты исследования изучения индивидуального стиля деятельности учителей физической культуры.
Таблица 1 – Результаты исследования доминирующего индивидуального стиля деятельности учителя физической культуры в группе испытуемых
№ |
пол, возраст |
ЭИС |
ЭМС |
РИС |
РМС |
1 |
25,ж |
35 |
69 |
53 |
60 |
2 |
30,м |
60 |
54 |
59 |
56 |
3 |
37,м |
47 |
44 |
29 |
31 |
4 |
26,ж |
60 |
52 |
71 |
81 |
5 |
25,ж |
39 |
44 |
59 |
44 |
6 |
29,ж |
60 |
72 |
71 |
75 |
7 |
31,ж |
44 |
94 |
88 |
66 |
8 |
30,ж |
67 |
72 |
64 |
67 |
9 |
34,ж |
73 |
36 |
47 |
23 |
10 |
24,м |
60 |
72 |
65 |
69 |
Из данной таблицы видно, что эмоционально-импровизационный стиль 30% специалистов физической культуры имеют такой стиль. Это обусловлено тем, что преподаватели физической культуры часто отклоняются от плана урока, что соответствует этому стилю. Они отличаются преимущественной ориентацией на процесс обучения, зачастую новый материал объясняют непоследовательно, но интересно, вследствие чего часто возникают вопросы касательно нового материала. Иногда отсутствует обратная связь с учениками, но практикуются групповые занятия: «Планирую урок в общих чертах, и в процессе тренировки меняю запланированное»; «в своей работе практикую коллективное обсуждение и наглядный показ выполнения упражнений». У учеников такого педагога всегда присутствует интерес к занятиям, они находятся в постоянной двигательной активности, которая сообщается с недостаточно сформированными навыками и умениями, т.к. такой педагог не всегда отслеживает уровень знаний учащихся.
Эмоционально-методический стиль в группе специалистов по физической культуре – 40%. Эти данные будут говорить о том, что специалисты физической культуры имеют чуть более обширные современные методики преподавания, отличаются большой оперативностью на уроке, часто меняют вид работы: «Планирую структуру урока в общих чертах, и в процессе тренировки меняю запланированное, если занимающиеся справляются с нагрузкой или плохо усваивают технику упражнений»; «меняю формат урока, чтобы заинтересовать»; «часто в процессе меняю план, который был составлен, т.к. приходят новые идеи»., Часто такие преподаватели очень эмоционально реагируют на какие-либо неприятности, неожиданности в ходе занятия.
Рассуждающе-импровизационный стиль имеют 10% специалистов физической культуры. Такие преподаватели ориентированы на результат обучения и на тренировочный процесс, проявляют меньшую изобретательность в подборе методов обучения, ориентируюсь на более консервативные методы обучения, менее эмоциональны, действуют на учащихся косвенным путём: «Предпочитаю меньше говорить, пытаюсь воздействовать на ребят косвенным путём – подсказываю, задаю наводящие вопросы».
Рассуждающе-методический стиль имеют 20% испытуемых. Это говорит о том, что специалисты физической культуры более ориентированы на результат и умею адекватно планировать учебно-воспитательный процесс. Также такие педагоги тщательно составляют план тренировки, многие сами это подчеркнули проходя опрос: «…планирую тренировочный процесс, вынося его в блокнот…». Они обладают высокой методичностью, которая сочетается с небольшим количеством методик. Педагог с таким стилем деятельности консервативен в выборе средств и способов педагогической деятельности. Такое педагог менее эмоционален, чем педагоги с другим стилем деятельности: «Работаю медленно, но эффективно, постоянно всё контролирую». Меньше говорят, больше слушают своих подопечных, нуждаются в обратной связи: «Больше слушаю своих подопечных, чем говорю, и исходя из этого корректирую занятия».
Подводя итоги, хочется отметить, что у исследуемых доминирует эмоционально-методический стиль и эмоционально-импровизационный стиль из чего можно сделать вывод о том, что такие педагоги в большей степени ориентированы на процесс обучения, нежели на результат обучения.
Литература
Gigabaza.ru. Понятие стиля педагогической деятельности. [Электронный ресурс] // URL: https://gigabaza.ru/doc/26410.html / (дата обращения 20.11.2020).
Вяткина, З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке в зависимости от свойств нервной системы / З.Н. Вяткина // Темперамент и спорт. – 1976. – №3. – С.99-117.
Горбунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта.: учебник для студентов высших учебных заведений / Горбунов Е.Н., Г.Д. Горбунов. – Москва: Академия, 2009. – 256 с.