ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цыкунова Е.С. 1, Головнёва Е.В. 1
1СФБашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день люди всё дальше уходят от норм морали, общечеловеческих ценностей. По данным социологов современное поколение детей отличается от прошлого физически и социально. У школьников больше проблем со здоровьем, многие отстают в умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в большей мере им присуще отчуждение.

Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Часто общечеловеческими ценностями являются предметы культуры и искусства. К ним также относят чувство долга, справедливость, честность и тому подобное.

Традиция воспитания общечеловеческих ценностей идёт из истоков человеческой культуры. Сейчас получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей законами добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что входит в понятие общечеловеческих ценностей. Так как речь идет о человеке, становлении его личности, встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – это обучение и развитие.

Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений для мирового общества. К ним относятся социально-политические и нравственные принципы, общечеловеческие идеалы, цели и основные средства их достижения, природные ценности. Выражают общие интересы человечества, свободные от национальных, религиозных, политических пристрастий.

Сейчас в науке большое значение придаётся общечеловеческим ценностям. Ф. Стродбек и Ф. Клокхон определили общечеловеческие ценностные ориентации как сложные, сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Их позиция основана на том, что всё человечество, не зависимо от культуры, нации, религии, политических предпочтений, призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы [2, с.129].

На сегодняшний день главной задачей педагога является воспитание в детях доброты, сострадания, трудолюбия, ответственности за себя и свои действия. Невозможно достичь этой цели, воздействуя только на разум ребёнка. Необходимо затронуть душу ребёнка, глубокие чувства. Также важно, чтобы сам ребёнок понял, что это необходимо.

Рождённый в обществе, человек должен работать для развития общества и его процветания, благополучия. Общечеловеческие ценности не зависят от национальности, расы, среды обитания и религиозных предпочтений, они не изменимы во времени. Все ценности неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и создают единую основу духовности человека и его культуры. Обучение общечеловеческим ценностям – это не просто накопление теоретических знаний – его сущность в действии, в трансформации человеческих убеждений и поведения.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка очень велика, если убрать из воспитания любое из звеньев, то это приведёт к плачевным последствиям. Школа – развивает, наделяет ребенка знаниями, помогает в поисках истины, учит творчеству. Семья и школа в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, чувство долга, патриотизм.

Каждый ребёнок по-своему воспринимает мир, рассматривает всё вокруг своими глазами, и педагогу необходимо учитывать это. К сожалению, сейчас невозможно сказать, что общечеловеческие ценности являются мотивом поведения наших школьников. Главной задачей учителя является создание духовно-интеллектуального поля для развития личности ребёнка, основанного на нравственных позициях общечеловеческих ценностей. В ходе работы обязательно следует проводить классные часы, посвящённые общечеловеческим ценностям и тренинги. Практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и раскрытием и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в стимулировании их к развитию самовоспитанию.

Если ребёнок недостаточно воспитан, не умеет общаться со сверстниками, его боятся, у него развивается эмоциональная агрессия, он может потерять контроль над своими действиями. В этом случает педагогу следует провести с ребёнком беседу, узнать его внутренний мир, помочь и приобщить ребёнка красоте, добру, сопереживанию, познакомить с искусством. Наиболее наглядно школьник включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве, культуре, литературе. Культура и искусство родного края является одним из эффективных средством воспитания духовности у школьников. Оно приводит ребят к истокам нравственных ценностей – любви, добру, красоте, истине, справедливости.

Нравственность, как и ценностные ориентации развивается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее чувствительным периодом для формирования ценностных ориентаций является именно младший школьный возраст. Нельзя говорить об их окончательной развитости в данном возрасте, однако, в этот период начинают устанавливаться интеллектуальные механизмы для познания мира вокруг и самого себя [1, с.122].

Младшие школьники оказываются в затруднительном положении, так как становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прошлые ценности отвергнуты, а новые, к которым человечество стремится прийти, еще не полностью ясны. В сегодняшних условиях педагогу особенно трудно знакомить и вводить ребёнка в систему ценностей. Учитель оказывается в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла и т.д.

Таким образом, задача школы и семьи состоит в том, чтобы помочь сформировать у ребёнка общечеловеческие ценности, тогда в будущем он будет терпимее относиться к другим людям и событиям.

Общество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами в воспитательной работе.

Современные концепции воспитания выстраиваются на идеях педагогической поддержки субъектности ученика, его сознательности, ответственности, активности. Анализ проблем современного образования показывает, что в процессе педагогического целеполагания создание ментальных ценностей позволит объединить национальные и общечеловеческие ценности.

Особое место в работе занимает совместная педагогическая деятельность школы и семьи по возрождении национальных и общечеловеческих ценностей. В таком плане она придаёт воспитательному процессу национальный характер, обеспечивает продуктивность воспитательного процесса, знакомят родителей с отношением предков к земле, человеку, Родине, семье, труду, миру, искусству и сближение их с общечеловеческими ценностями.

На данный момент в педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития. Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки конкретного народа или отдельного региона оказывают большое влияние на развитие всего общества.

Исходя из сказанного, следует заключить, что все формы совместной педагогической работы школы и семьи должны активизировать процесс возрождения общечеловеческих ценностей, придавая процессу воспитательный характер, обеспечивающий его продуктивность. Учитывая мировой опыт, можно сказать, что общечеловеческие ценности имеют более чем важное значение, они являются безусловным стандартом всех культур и эпох. Нарушение общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против общества. Без них не может состояться личность и невозможна нормальная жизнь человечества.

Литература

Дубинина Н.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 122-124.

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ-С, 1999. – 191 с.

Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. Интернет журнал. – 2016. – № 11 (115). – URL: https://moluch.ru/archive/115/30384/(дата обращения: 16.11.2020).

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. – М.: УРАО – 1999. – 175 c.

Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

Просмотров работы: 1557