ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Хисамова Г.Р. 1, Головнева Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема использования технологии создания детского коллектива не новая, о ней сообщали ученые-педагоги и прошлых лет, замечая о способах влияния на личность через коллектив и на коллектив через личность, и теперь эти проблемы являются известными.

Важный период развития личности ребенка приходится на его школьные годы. Вопрос введения учащегося в систему групповых взаимодействий – непростой, неоднозначный, зачастую противоречивый процесс. В первую очередь, необходимо отметить, что он индивидуален. Школьники различаются друг от друга не только внешностью, но и особенностями характера, умственным уровнем развития, степенью общительности, умениями, и др. По этой причине они по-разному включаются в систему групповых взаимоотношений, вызывают разную реакцию со стороны ребят, проявляют различное, иногда противоположное воздействие на коллектив.

Коллектив – явление непростое, в нем прослеживается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений наиболее различных людей. Подробно характеризовал сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [6, с. 89].

Характерными свойствами стиля детского коллектива А. С. Макаренко полагал: в первую очередь, постоянную бодрость, стремление учеников к действию; во-вторых, чувство собственного достоинства, которое вытекает из представления о ценности своего коллектива; в-третьих, дружеское объединение его членов; в-четвертых, чувство безопасности; в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому либо игровому действию; в конечном итоге, сдержанность в движении, слове, в проявлении чувств [5, с. 45].

В структуре коллектива главным звеном считается первоначальный коллектив. В школьной практике – это класс. В классе формируются более продолжительные и постоянные отношения детей с учителями, друг с другом с остальными классами. Разнотипные основные коллективы взаимосвязаны и формируют школьный коллектив учебного заведения.

Основой формирования, укрепления и формирования коллектива считается общая деятельность детей, которая направлена на достижение совместных целей. Вид деятельности, ее сущность и методы ее организации определяют и характер которые возникают при детских взаимоотношениях, также нормы, которые при этом естественно появляются в коллективе и регулирует действие его членов. По этой причине педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и совершающимися в ней процессами исполняется в первую очередь с помощью управления деятельностью коллектива.

В то время, когда ученик приходит в школу, он становится членом различных коллективов, многие из которых он сам предпочитает (секции, кружки), а членом остальных он становится из-за конкретных ситуаций и в первую очередь всего классного коллектива. Как участник коллектива и общества ребенок должен принимать во внимание те нормы и правила отношений, которые характерны, определенному коллективу. Так как он хочет быть принятым коллективом, то не может не соблюдать или игнорировать эти правила поведения.

Согласно А.С. Макаренко: важным условием для самоутверждения личности считается дружный детский коллектив. Ему характерны единство целей и адекватность причин предметно-практической взаимной деятельности, целью которой представляет собой полезность обществу, внимание об общем результате, определенный вид общения и его организация, широкая структура общих взаимосвязей. Особенно сформировавшиеся формы взаимных отношений детей появляются во время целенаправленного образования их социально-одобряемой деятельности: организационно-социальной, учебной, спортивной, художественной, трудовой [3, с. 35].

В детском коллективе ученики младших классов смотрят друг за другом глазами педагога. Дают оценку действиям одноклассников критериями, которые представил педагог. Когда учитель нередко одобряет поступки ученика, то он становится объектом, с которым многие хотят общаться. С ним желают дружить, к нему тянутся остальные дети. Осуждение, замечания, наказания превращают детей в объект нежелательного общения, делают его не признанным в собственном коллективе. Особенно на педагога возлагается вся обязанность за качество микроклимата в классе, случается такое из-за возрастных характерных особенностей детей и специфичности педагогической работы.

Главным видом деятельности для учеников считается учение. Разные формы совместной работы учеников в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) получают наибольшую значимость. Широкое распространение в школе приняли групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс разделяется на маленькие группы по 3-5 человек и каждая команда исполняет собственную задачу как часть совместной работы.

Коллективная работа помогает учитывать суждения, образ мыслей друзей, сравнивать их методы познавательной работы с собственными. Совместная деятельность, взаимосвязь в ходе умственной работы ведет к большей осмысленности, осознанности исследуемых определений, так как они рассматриваются с самых разных точек зрения. Все это помогает любому учащемуся проникаться единым настроением [2, с. 105].

Детей чаще всего тянет к другому человеку, к группе людей, к коллективу, способный удовлетворить его потребности. В меру удовлетворенная потребность, к примеру потребность детей в игре, считается основой для возникновения новых потребностей: быть с друзьями, в коллективе, приобрести какие-то знания и умения, чтобы лучше играть.

Преподаватель подмечает главное значение развития детского коллектива. Согласно его суждению, благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте, и в будущем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным.

Он рекомендует определенную безупречную модель процесса формирования детского коллектива. На первом этапе отношение школьников к разным видам деятельности только начинает развиваться и лишь в заключении возникает интерес в общих делах. На этом этапе совершается «узнавание» друг друга и микрогрупп.

На втором этапе формирования коллектива наибольшую значимость приобретают общественные цели и мотивы деятельности. На данном этапе уже организован работоспособный актив, несмотря на это дети испытывают затруднения при организации самоуправления. Стабилизируется структура дружеских микрогрупп. Формируется состав деловых взаимоотношений.

На третьем этапе формирования наиболее значимой становится деятельность коллектива на пользу остальным людям. Практически все дети чувствуют ответственность за все, что совершается в классе. Школьники для успеха становятся выше личных симпатий, также антипатий. Конфликтные ситуации появляются все меньше, дети сами справляются.

Нужно акцентировать внимание на необходимость учета гендерных отличий в ходе формирования школьного коллектива. Неотъемлемость, или наоборот, проблемы вступления ребенка в коллектив, обуславливается тем, отвечает ли он нормам, содержащим общее сведение о качествах, характерные любому из полов.

Р.Е. Аммосова рассматривает развитие коллектива в 1-м классе путем игровой деятельности. Она говорит, что в младшем школьном возрасте немалые перемены возникают в отношениях детей друг к другу. В данный период у них появляются коллективные взаимосвязи, начинают развиваться социальные суждения, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На данной основе у них начинает определяться направленность личности, происходит достаточно активное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, возникают новые нравственные чувства и потребности [1, с. 26].

Дети приходят в первый класс с разным запасом знаний, умений и навыков. Кто-то сидел дома с бабушкой: готовился к школе, умеет читать, считать и писать, однако содержит недостаточный опыт общения с другими детьми. Кто-то ходил в детский сад: данный ребенок не только обладает достаточным опытом общения с другими детьми и взрослыми, но и понимает, что есть конкретные правила поведения, которым следует придерживаться.

Прежде чем перейти к процессу обучения и воспитания, учителю нужно ознакомиться. Благодаря данной информации учителю будет легко найти подход к каждому ученику и, таким образом, формировать коллектив из пришедших к нему первоклассников, включая каждого ребенка в систему коллективных отношений.

Формируются коллективные отношения не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной совместной деятельности. В младшем школьном возрасте необходимо учить детей общению с целью поддержания эффективного взаимодействия друг с другом. Данный возраст подходит для развития у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это же время возможно научить ребенка быть самостоятельным, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и уважать интересы остальных [4, с. 562].

Литература

1. Аммосова Р.Е. Формирование коллектива в 1-м классе через игровую деятельность // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 26-28.

2. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

3. Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива. – М.: Педагогика, 1984. – 396 с.

4. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

5. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Просвещение, 1978. – 144 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000. – 374 с.

Просмотров работы: 366