СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Головнева Н.А. 1, Акбашева А.Р. 1
1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Институт семьи включает в себя много частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Семья - это совокупность лиц, имеющих место жительства, совместно нажитых материальных ресурсов, блага и выполняющих определенную социальную функцию.

Учитывая психолого-педагогические основы установления контакта педагога с семьей ребенка, В.А. Сластенин выделяет следующие правила:

1. Основой работы школы и классного руководителя с семьей и обществом должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Необходимо поддерживать максимальное доверие к образовательным возможностям родителей, повышать уровень их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Необходимо соблюдать педагогический такт, не допускать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Приоритет жизнеутверждающего, серьезного настроя в решении проблем воспитания, опора на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Ведь родители с особым вниманием и волнением воспринимают слово учителя: им приятно слышать похвалу в свой адрес [5, c.100].

По словам педагога-гуманиста П.Ф. Лесгафта, степень совершенства любого общества лучше всего определяется его отношением к детям, заботой о них и их благополучием. Для успешного и гармоничного развития ребенка очень важна окружающая среда, огромную роль играет семейное воспитание и складывающиеся в семье отношения. Семья оказывает целенаправленное формирующее влияние, важно дать ребенку возможность все делать самому [4, с.67].

Основная задача социального педагога при работе с семьей - активизация педагогической и воспитательной деятельности семьи, ориентация родителей на социальные правила и устои, социально значимые цели и задачи воспитания.

Под руководством и влиянием родителей ребенок приобретает первый жизненный опыт, элементарные знания и представления об окружающем мире, навыки и умения жить и взаимодействовать с обществом. Поэтому важно, чтобы семья положительно влияла на его социальное развитие, а родители понимали важность правильного воспитания в семье [3, с.45–46].

Семья, являясь первичной ячейкой общества и главным агентом социализации, выступает в качестве создателя личности ребенка. От семьи зависит, как вырастет ребенок, будет ли он развиваться духовно и нравственно, сможет ли он нормально адаптироваться в обществе. Цель семейного воспитания - формирование черт личности, которые помогут человеку достойно преодолевать трудности и препятствия, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичный трудовой опыт, эстетическое и нравственное воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье и благополучие - все это зависит от семьи, от родителей, и все это является задачами семейного воспитания.

Только вместе с родителями можно эффективно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивация к обучению и выявление причин отставания, профилактика асоциального поведения детей, формирование ценностного отношения к здоровью. Сегодня назрел вопрос о нахождении таких форм и методов работы, которые позволяют учитывать актуальные потребности родителей, способствует формированию активной родительской позиции.

Эффективно организованное сотрудничество позволяет построить взаимодействие с семьей на качественно новой основе, предполагает не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Школа и семья должны стремиться создать общее пространство для развития ребенка. В то же время необходимы новые активные и конкретные формы работы с семьей. Одной из таких форм взаимодействия между семьей и школой является семейный клуб, необходимость организации и поддержки которого осуществляется в целях повышения родительской компетентности в воспитании детей, создания единой среды, обеспечивающей дополнительные возможности для общения и взаимодействия между родителями, детьми и учителями.

Семейные клубы хорошо зарекомендовали себя. В отличие от родительских собраний, которые основаны на назидательной и поучительной форме общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности и личного интереса. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи детям. Тема встреч формируется по запросу родителей. При этом не отрицается руководящая роль учителя и школы [2, с.27].

Огромную роль в создании и функционировании семейного клуба играет педагог - классный руководитель. При заинтересованном неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к учителю и готовность к взаимодействию с ним. Для детей и родителей такое взаимодействие с классным руководителем является условием успешной адаптации в школе.

Сегодня, когда родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители являются лишь пассивными участниками. Более эффективно нужно использовать формы, в которых представлены знания, в процессе сотрудничества учителя и родителей.

В настоящее время проблема воспитания в детях патриотизма, привития чувства гордости за богатое духовно-историческое наследие нашего народа связана с решением задач развития общей культуры детей, расширения кругозора в культурном наследии края.

Все семьи разные по моральному и культурному уровню. Но семья несет ответственность и обязана создавать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях.

Социальная работа с родителями сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено социальным педагогом, обычно оказывается эффективным. Преимущество индивидуальной работы в том, что, оставаясь наедине с учителем, родители более откровенно рассказывают ему о своих проблемах и трудностях, иногда затрагивая те внутренние семейные отношения, о которых они никогда бы не рассказали при посторонних. Отсюда возникает правило: содержание индивидуального разговора должно оставаться собственностью только говорящего. Нужно очень внимательно относиться к просьбам родителей, которые часто обращаются к социальному педагогу. Индивидуальное общение не только дает социальному педагогу возможность влиять на родителей, но, в свою очередь, очень помогает ему в выборе правильного подхода к детям [1, с.209].

Серьезное отношение социального педагога к волнующему родителей вопросу повышает их доверие.

Таким образом, большое социальное значение целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя влияние родителей на детей в нужное русло, социальный педагог также влияет на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности родителей, тем самым повышая уровень общей культуры населения.

Сотрудничество школы и семьи - результат целенаправленной и многолетней работы социального педагога, предполагает всестороннее и схематичное изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Совместная деятельность учителей, родителей и детей может быть успешной, если каждый будет положительно настроен на совместную работу, совместное действие, совместное планирование и подведение итогов деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе по специальным методикам и составление программ его развития [6, с.192].

Итак, семья - главный фактор в воспитании ребенка и формировании его личности. Влияние семьи на ребенка может быть не только положительным, но и отрицательным. Поэтому родителям необходимо соблюдать ряд правил, которые снизят негативное воздействие и укрепят позитивное. То, как происходит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни, во многом зависит от семьи.

Рефлексивный анализ особенностей взаимодействия с ребенком поможет родителям самостоятельно сделать выводы о целях и принципах воспитания в своей семье, разнообразить репертуар образовательных методов и научить ответственно выбирать стиль воспитания [7, с.14–17].

Литература

Болдарев Н.И. Классный руководитель: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: «Просвещение», 1978. – 271 с.

Валькова Л.Н. Семейный клуб – одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 25 – 29.

Зайцева И.А. Семья – ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 45 – 46.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // URL: http://www.ereading.club/ chapter.php/128856/15/Lesgaft_Semeiinoe_vos-pitanie-redenka-i-ego-znachenie.html (дата обращения. 25.05.2020).

Морозова Г.К. Теоретические аспекты социализации личности: учеб.-метод. пособие / 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 202 с.

Телина И.А. Социальный педагог в школе: учеб. посбие для студентов вузов: 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 266 с.

Ушева Т.Ф., Кузьминых A.K. Сопровождение родителей по вопросам семейного воспитания на основе рефлексивного подхода // Начальная школа. – 2017. – № 6. – С. 14 – 17.

Просмотров работы: 554