Развитие речи у детей младшего школьного возраста в процессе взаимодействия с книжной иллюстрацией - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Развитие речи у детей младшего школьного возраста в процессе взаимодействия с книжной иллюстрацией

Карпюк Е.Н. 1
1Институт Изящных Искусств, художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:Данная статья посвящена изучению особенностей художественного восприятия детей младшего школьного возраста. Обучение, художественное развитие и воспитание – одно неделимое целое в работе со школьниками младших классов. Для педагога всегда важно правильно распределить ступени проведения занятий на основе

дидактического алгоритма. Мы рассмотрим в статье общие психолого-педагогические и художественные подходы к изучению иллюстраций на основе изучения сюжетов детской книги. В статье учитываются особенности восприятия младшими школьниками сказок и иллюстрациям к ним.

Ключевые слова: младший школьный возраст, авторские иллюстрации, детская книга, книжная графика, образование.

Основная задача воспитания младших школьников в современном мире - гармоничное развитие его личности в процессе приобщения к богатству человеческой культуры, к многовековому опыту, бережно накопленному предыдущими поколениями. Изобразительное искусство и литературное чтение - неотъемлемая часть этого уникального опыта, они играют важную роль в становлении личности ребенка.

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребенок. С детской книгой малыш встречается уже в первый год своей жизни, она представляет собой сложную компиляцию искусства слова, техники печати и иллюстрации. Иллюстрация — это не просто приятное дополнение к тексту, а, порой индивидуальное художественное произведение.

Книжная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия.

В научной литературе проблема использования иллюстраций в работе с детьми рассматривается в различных аспектах. Так Г.Г. Григорьева и Л.И. Беленькая изучают книжные иллюстрации с педагогической точки зрения, а именно, как они влияют на обучение и обучаемость. При этом Б.Г. Ананьев, Е.А. Громова и Л.А. Матвеева раскрывают иллюстрации с психологической стороны. Тем самым, можно заметить универсальность иллюстраций, даже при разном подходе.

Как указывают ученые специалисты по дошкольному воспитанию (Е.А. Флерина, Н.А. Курочкина, А.Ф. Яковличева и др.), дошкольники не могут фокусироваться на главных частях, им проще удается выделять детали, абстрактные образы, при этом изображения должны быть организованы, а не схематичны, чаще запоминается текст с помощью иллюстраций, но позы и жесты не так запоминаются, хотя они и важны.

Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений.

Дети младшего школьного возраста восприимчивы к общим эмоциям и перенимают атмосферу произведения сразу посмотрев на иллюстрацию. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

Одно из основных условий нормального развития младшего школьника – своевременное и полноценное формирование речи. Чтобы ребенок мог активно взаимодействовать с окружающим его миром, интеллектуально развивался и гармонично развивался как личность, необходимо адекватно выражать собственные желания, понимать речь окружающих, общаться со сверстниками и взрослыми. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи

Эмоциональное развитие ребенка – основа и общая составляющая его всестороннего развития, поскольку эмоции помогают в социализации ребенка со сверстниками и взрослыми, определяя соответствие его реакции на жизненные события, они же помогают адаптироваться к новым условиям жизни. Наиболее стремительное развитие эмоциональности детей приходится на дошкольный и младший школьный возраст. В связи с этим перед педагогами встает важная задача развития эмоционального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы психических свойств, процессов и состояний. При специально организованной деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием произведений искусства.

В кажущейся простой детской эмоциональности кроется довольно сложный процесс понимания и отображения эмоций, требующий от детей установленного уровня развития и знаний.

Специалисты в области детской психологии Т.А. Репина, А.Ф. Яковличева отмечают, что иллюстрация должна быть высокохудожественной, реалистичной; связана с содержанием читаемого; доступна по содержанию; изображения должны быть четко исполнены, иметь четкий контур, правдивы; по колориту иллюстрации должны быть разнообразными; элементы (части) иллюстрации связаны друг с другом; рисунки в пределах каждой главы и во всей книге должны быть логически и последовательно связаны между собой; рисунок должен быть неделимым целым с текстом.

Важное значение имеет работа с книжной иллюстрацией в развитии речи ребенка, имеющего ту или иную степень речевого недоразвития. Так, например, при работе над предметной иллюстрацией формируется и совершенствуется лексический строй речи ребенка (происходит знакомство с новыми словами, объясняются их значения посредством иллюстрации; уточняются значения уже известных детям слов, активизируется словарный запас: слова, обозначающие предметы и явления окружающей действительности, их признаки и действия (особенно внешние состояния, особенности, качества, поза, мимика, жесты); совершенствуется грамматический строй речи (морфологическая и синтаксическая стороны речи — умение строить предложения, состоящие из разного количества слов, различные по структуре и др.); развивается связная речь (в основном это построение текста-описания).

Сюжетные иллюстрации дают возможность развивать связную речь у ребенка (построение текстов-повествований): формируются умения понимать тему текста, основную мысль, умение соблюдать последовательность при передаче событий, описанных в произведении, и исправлять неточности в создаваемом тексте с опорой на иллюстрации; умение выделять структурные части и соединять высказывание в единое целое и др.

Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости тщательного отбора книг и иллюстраций для работы с детьми младшего школьного возраста, руководствоваться грамотно отобранными принципами подбора.

Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили всю жизнь иллюстрации и воспитанию художественного вкуса у детей, создавая удивительной красоты иллюстрации к любимым всеми книгам. Они стали эталонами книжной и детской иллюстрации и воспитали не одно поколение.

Среди отечественных мастеров книжной графики хотелось бы отметить исторических личностей, таких как В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, В. М. Конашевич и др. Выдающиеся живописцы, обратившиеся к иллюстрациям детской книги в конце XIX века. Они создали поистине удивительные и профессиональные иллюстрации, интересные по исполнению, яркие, выразительные и запоминающиеся, недаром каждая из них вошла в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы.

Позже, ближе к современности, отличились многообразием творческого подхода и техникой иллюстрирования книги художники, ставшие признанными профессионалами­ ­– В. Иванюк, А.Кошкин, А. Архипова, О. Кондакова, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, В. Чижиков и В. Васильев, В.Г. Сутеев, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Т. А. Маврина и др., именно они помогли развить и расширить дизайн оформление изданий и вывести его на новый, приближенный к современному, уровень иллюстрирования. Россия по праву гордится работами мастеров книжной графики.

Флерина Е.А. писала, что книжная иллюстрация, особенно для детей младшего школьного и дошкольного возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В учреждениях дополнительного образования детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

Рассматривая иллюстрацию, дети младшего школьного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция), помогают детям узнавать содержание картинки. Они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание ещё раз рассмотреть изображение.

Исследования (Т.А. Репина, Е.А. Бондаренко) показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа. Рисунок является наиболее важным фактором в установлении отношения ребёнка к персонажам произведения (рассказа, сказки).

Иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ, благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально.

Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребёнка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажи, – рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых определяет индивидуальную творческую манеру художника. В связи с этими особенностями требуется создание понятных, доступных и в то же время высокохудожественных графических образов.

Проведем разбор текстов художественных книг и иллюстраций к ним, чтобы показать, какие образовательные аспекты затрагиваются во время взаимодействия детей младшего школьного возраста с художественными произведениями. Так, при знакомстве с рассказом возможен такой вариант работы: в самом начале рассматривается обложка книги, проводится краткая беседа о том, с каким произведением познакомятся дети; высказывают предположения по иллюстрации, о ком и о чем книга. Затем предлагается первоначально прочитать текст целиком, после чтения рассмотреть иллюстрации к каждой ситуации в рассказе (понравился рассказ (иллюстрации).

Иллюстрации помогают понять чувства героев стихотворения: радость и грусть героев. А также иллюстрации в книге помогают раскрыть замысел автора «Каким изобразил главного героя художник? Какие чувства у тебя возникли к главному герою? Правильно ли поступили второстепенные персонажи по отношению к главному герою?».

Таким образом, работа с книжной иллюстрацией оказывает не только огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира младшим школьником, развивает в нем стремление к красоте, но и способствует совершенствованию всех сторон речи ребенка.

Список литературы

Анисимова-Ткалич С.К. Научная среда вуза: вектор НИРС: монография. Раздел 4. Практический навигатор действий педагога. 4.2. Педагогические ситуации: организация проектов НИРС. С. 132-136. /Анисимова-Ткалич С.К., Ткалич А.И. – М: ИИУ МГОУ, 2019. – 156 с.

Барциц Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. Монография. –2-ое издание. Управление издательской деятельности и инновационного проектирования МПГУ. М.:МПГУ. 2016 г. 217 стр. илл.

Боровенская, И. Ю. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста / И. Ю. Боровенская, Н. В. Котлярова, Н. А. Кондрашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45900/ (дата обращения: 04.12.2020).

Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Искусство, 2016. 573 с.

Грошенкова В. А. Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития // Специальное образование. 2015. №XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-knizhnoy-illyustratsii-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-s-doshkolnikami-s-narusheniyami-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 03.12.2020).

Зенкова, Г. Г. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией / Г. Г. Зенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 62-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/151/ (дата обращения: 03.12.2020).

Карпушкина Наталья Викторовна, Золотова Ирина Сергеевна Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 04.12.2020).

Ошкина С.М. Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника

Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 235 с. 3.

Слепович Е.С. Исправление речи у детей. Мн.: Народная асвета, 2010. 163с.

Просмотров работы: 49