Примечание: в научном сообщении автор рассматривает психолого-методические характеристики портрета и замысел автора-художника.
При решении портретных задач, для создания художественного образа требуется использование разных изобразительных средств. С.В. Герасимов писал: «в портрете все формы должны быть подчинены наиболее верному изображению внутреннего мира человека. Портрет исключает случайность изображения».
Задача: раскрыть характер портретируемого. Для этого необходимо обратить внимание на условия освещения, найти ракурс, жесты, изучить его характерную позу в непринуждённом состоянии. Немаловажной деталью замысла является выбор костюма портретируемого, его гармоничная связь с окружающей средой.
Компонентами композиции в портрете являются: точка зрения, формат, пластический замысел, организация пространственно-живописной среды, решение образной задачи. В композиции портрета можно выделить два аспекта: смысловой и декоративно-формальный.
Значение фона в композиционном построении огромно. Фон должен быть эмоционально содержателен. Предметно-пространственная среда подчёркивает характеристику образа, изобразительный фон дополняет представление зрителя о личности, указывая на профессию, окружаю среду портретируемого. Впечатление глубины получается соответствующими отношениями между объектами переднего и заднего плана.
Средствами выражения эмоционально-чувственного образа могут быть декоративные, живописные эффекты. В портретах часто выступает сильное декоративное начало.
Например, в работе Ф.И. Кустодиева «портрет Ф.И. Шаляпина» на ярком, пёстром фоне народных гуляний изображена цельная, ростовая фигура певца, лицо которого смотрит в сторону от зрителя. Каким же увидел его Кустодиев? Распахнутая шуба, перстень на пальце, яркий шарф, трость, в ногах бульдог. Мы видим самоуверенного, самодовольного, любящего деньги, и имеющего достаток человека.
Напротив, К. Коровин, изображал своего друга Шаляпина в непринуждённой обстановке, весёлого, сидящего в свободной позе, с той любовью, которую хранит в себе крепкая дружба, не делая акцента на статусе. Вся обстановка в пространстве комнаты легкая, дышащая счастьем дружеской встречи.
Портрет А.Н. Толстого кисти П.Д. Корина строг и сдержан. Фундаментальная фигура вылеплена и читаема в пространстве квадрата холста. Не книги, шкаф, кресло, вписаны в композицию, не лицо, а вся система образно-выразительных средств настраивает на ощущение строгой выразительности, значительности портрета.
В портрете М. Нестерова «портрет скульптора В.И. Мухиной» выразительности образу добавляет именно среда. Работая над статуей Борея (духа ветра), она словно вступает с ним в диалог, их глаза устремлены друг на друга. Наклонённая фигурка Борея и движение В. Мухиной составляют динамическую композицию. Именно окружение подчёркивает сильные качества характера скульптора. В противном случае мы бы увидели незатейливый портрет женщины.
В портрете композитора Кара-Караева кисти Таира Салахова мы видим скудную, казалось бы, передачу среды вокруг композитора. Но длинная чёрная боковая часть рояля работает в картине как размышление, растянутое во времени. Фигура развернута от света. Как композиционные ритмы работают красная и белая тетради на крышке рояля. Мы видим размышления композитора, становимся свидетелями рождения новой идеи, музыкального образа.
В портрете В. Серова «княгиня Орлова» она изображена в своей среде: в богатой обстановке дома, с красивой мебелью, вазами, столиками, коврами, картинами. Сама Орлова сидит в роскошной шляпе и дорогой шубке. Казалось бы, всё богато, красиво, но этим образом Серов передал не блеск натуры, а своё неприязненное к ней отношение, конфликтность образа, который пытается создать Орлова с её внутренним миром.
А в картине П. Корина «портрет М.К. Холмогорова» нет предметов в среде, но выделен только сам Холмогоров, точнее его отклонённая на спинку стула фигура. Что хотел этой пустотой передать художник? Ответ: звук. Холмогоров поёт. Именно звуку Корин отдал всё пространство перед фигурой, убрав среду с плоскости холста.
В картине И.Е. Репина «Негритянка» богатство декоративно-предметного мира: окружающие натуру ковры, кальян, украшения, ткани одежды, поднос с кувшином и пиалой. Мы видим спокойную женщину с красивыми опущенными вниз кистями рук и длинными, тонкими пальцами, с перстнем. Она сама является украшением, частью интерьера, словно драгоценность. И только её золотистый силуэт чётко читается на красном фоне среды.
При более полном раскрытии образа можно использовать косвенные характеристики личности, используя сюжетную композицию. Сюжетные действия помогают выявить грани личности портретируемого, переводя его в рассказ.
Вывод. Из выше сказанного следует, что - интерьер, окружающие предметы быта, украшения, одежда, то есть предметный мир декоративно-прикладного искусства плотно связан с реалистическим искусством портрета, и может дополнять, раскрывать образ, уточняя характеристику (характер, профессию, социум), или же, внося дисгармонию, разрушать восприятие образа, направляя на размышления и заставляя искать ответы.