ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Давлатова Т.А. 1, Головнева Н.А. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что такое гуманизм? И почему этот принцип так важен?

Слово «гуманизм» в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный. Идеи гуманизма восходят к временам античности. В связи с этим можно утверждать, что осознание человеком своей человечности происходит в процессе обретения им духовных ценностей, в процессе социализации и индивидуализации, где усилия самого человека играют немаловажную значимость. В широком смысле гуманизм обозначает общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни. В этом качестве он прослеживается в духовной истории практически всех народов мира, и это говорит о его универсальности

Отличительной особенностью современной эпохи, эпохи погони за материальными благами, стало снижение духовности, высокой нравственности, девальвация высших идеалов. Человек стал духовно бедным. Его заботы больше замкнулись на личном благополучии. Современная методика преподавания вытеснила из школы целостный образовательный процесс. В школе осталась одна программа, которую необходимо было «гнать». Такие цели школы, как становление нравственной и духовной личности хоть и провозглашались, но в качестве придатка. И вот сейчас, наконец, началось обновление образовательной сферы в сторону духовности, нравственности, гуманности, поиска систем по развитию личности.

Гуманность − это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. С позиций гуманизма итоговая цель воспитания заключается в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельного потенциала. Гуманизацию образования в обобщенном плане можно охарактеризовать как построение отношений субъектов педагогического процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью педагогического процесса становится достижение целенаправленного преобразование социального опыта в опыт личный. Принцип гуманизма обусловливает установление связей между участниками педагогического процесса, педагогом и учащимися. Она подразумевает собой единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный процесс приобретает наилучший характер, когда обучающийся предстаёт субъектом воспитания [5,с.12].

Современная эпоха привнесла свои коррективы в идею гуманизма. Экономическая нестабильность, вспышки национализма, приводящие к серьезным конфликтам между народами, низкий жизненный уровень значительной части населения порождают проблему выживания человечества, целых народов и каждой отдельно взятой личности. Совершается значительная перемена моральных ценностей− коллективизм, забота об общественном благе все больше вытесняются эгоизмом. Снижается уровень образования молодого поколения. Мощный натиск «массовой» западной культуры наносит выраженный ущерб нравственному здоровью людей. Все это без исключения актуализирует проблему гуманистического воспитания − воспитание молодого поколения, осознающего ответственность перед лицом истории человечества за судьбы своего народа и своей собственной.

В гуманизме все признаки взаимосвязаны таким образом, что отсутствие реальных условий для осуществления хотя бы одного из них разрушает всю целостность этого нравственного явления, неизбежно приводит либо к проявлениям гуманности в изуродованном, противоречивом виде, либо к необходимости лицемерия, либо к отрицанию человеколюбия. Так, забота о благополучии человека гуманна. Но поведение становится антигуманным, если благополучие данной личности создано за счет унижения ее достоинства, наносит ущерб достоинству других людей [1,с.379].

Хорошие учителя всегда ищут способы улучшить свои методы, чтобы помочь ученикам добиться успеха в классе. Различные теории и методы обучения помогают учителям общаться с разными учениками в зависимости от их стиля обучения и способностей. Стратегии обучения, ориентированные на учащихся, часто имеют большой успех, помогая учащимся лучше учиться и расти. Подходы, ориентированные на учащегося, делают учащегося авторитетом в образовательной среде, помогая гарантировать, что он находится в центре внимания образования и в определенной степени контролирует свое обучение.

Идея обучения, ориентированного на учащихся, является примером принципа гуманизма в действии. Как для нынешних, так и для начинающих педагогов полезно узнать об образовании, ориентированном на учащихся, и других гуманистических подходах, которые можно использовать в своих классах. Эти подходы могут иметь жизненно важное значение для того, чтобы помочь учащимся по-настоящему учиться и преуспевать в учебе.

Этот принципа в образовании уходит корнями в гуманистическую психологию, при этом ключевые концепции сосредоточены на идее, что дети хороши по сути и что образование должно быть сосредоточено на рациональных способах обучения «всего» ребенка. Эта теория утверждает, что учащийся является авторитетом в том, как они учатся, и что все их потребности должны быть удовлетворены, чтобы они могли хорошо учиться. Например, голодный студент не сможет уделять учебе столько внимания. Таким образом, школы предлагают питание учащимся, чтобы удовлетворить их потребности, и они могут сосредоточиться на обучении. Подход гуманистической теории включает в себя социальные навыки, чувства, интеллект, художественные навыки, практические навыки и многое другое как часть их образования. Самоуважение, цели и полная автономия − ключевые элементы теории гуманистического обучения.

Теория гуманистического обучения была разработана Абрахамом Маслоу, Карлом Роджерсом и Джеймсом Ф. Т. Бугенталом в начале 1900-х годов. Гуманизм был ответом на общепринятые в то время теории образования, которыми были бихевиоризм и психоанализ. Авраам Маслоу считается отцом движения, а Карл Роджерс и Джеймс Ф. Т. Бугентал добавили к психологии позже. Маслоу и гуманисты считали, что бихевиоризм и другие психологические теории негативно воспринимали учащихся - например, оперантное обусловливание в психологии бихевиоризма предполагало, что учащиеся действовали хорошо или плохо только из-за вознаграждения или наказания и могли обучаться на основе этого желания, за вознаграждение. Маслоу и гуманистическая психология предполагают, что учащиеся от природы хорошие и будут принимать правильные решения, когда все их потребности удовлетворяются. Гуманистическая психология фокусируется на идее о том, что учащиеся раскрывают в себе все самое лучшее и что людьми движут чувства больше, чем награды и наказания. Маслоу верил в это и написал много статей, чтобы попытаться продемонстрировать это.

Эта вера в то, что людьми движут чувства, заставляет педагогов, разбирающихся в гуманистической психологии, сосредотачиваться на основных человеческих эмоциональных проблемах, когда они видят плохое поведение, а не просто наказывать за плохое поведение. Теория гуманистического обучения получила дальнейшее развитие и использует идею о том, что если учащиеся расстроены, грустны или огорчены, они с меньшей вероятностью смогут сосредоточиться на обучении. Это побуждает учителей создавать такую ​​атмосферу в классе, которая помогает ученикам чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы они могли сосредоточиться на учебе. Эмоции находятся в центре психологии гуманизма.

Принцип гуманизма включает несколько важных моментов, которые ведут к самоактуализации. Самоактуализация − это когда все ваши потребности удовлетворены, вы стали лучшим, на что способны, и вы удовлетворены. Хотя Маслоу и гуманисты не верят, что большинство людей достигают самоактуализации, они верят, что мы всегда находимся в поисках этого, и чем мы ближе, тем большему мы можем научиться. Выбор занимает центральное место в принципе гуманизма . Гуманистическое обучение ориентировано на учащихся, поэтому учащимся предлагается взять на себя управление своим образованием. Они делают выбор, который может варьироваться от повседневных дел до будущих целей. Учащимся предлагается сосредоточиться на конкретной интересующей предметной области в течение разумного количества времени, которое они выберут. Учителя, использующие гуманистическое обучение, считают, что для учащихся крайне важно найти мотивацию и участие в обучении, и это с большей вероятностью произойдет, когда учащиеся решат узнать о том, что они действительно хотят знать. Содействие вовлечению, чтобы вдохновить учащихся на самостоятельную учебу. Эффективность этого психологического подхода основана на том, что учащиеся чувствуют себя вовлеченными и мотивированными, поэтому они хотят учиться. Таким образом, принцип гуманизма полагается на то, что педагоги работают над тем, чтобы вовлечь школьников, побуждая их находить то, чем они увлечены, чтобы они были рады учиться.

Важность самооценки. Для большинства учителей-гуманистов оценки не имеют значения. Самооценка − это наиболее значимый способ оценить, как идет обучение. Оценка учащихся побуждает учащихся работать ради оценки, а не делать что-то, основанное на их собственном удовлетворении и воодушевлении от учебы. Регулярное тестирование и механическое запоминание не приводят к осмысленному изучению и, следовательно, не поощряются учителями-гуманистами. Педагоги-гуманисты помогают детям проводить самооценку, чтобы они могли увидеть, что они думают об их успехах.

Чувства и знания важны для процесса обучения и не должны разделяться согласно гуманистической психологии. Учителя-гуманисты считают, что знания и чувства идут рука об руку в процессе обучения. Когнитивное и эмоциональное обучение важны для гуманистического обучения. Уроки и занятия должны быть сосредоточены на всем ученике, его интеллекте и чувствах, а не на одном или другом.

Безопасная среда обучения. Поскольку принцип гуманизма фокусируется на всем учащемся, преподаватели понимают, что им необходимо создать безопасную среду, чтобы учащиеся могли удовлетворить как можно больше своих потребностей. Им нужно чувствовать себя в безопасности физически, умственно и эмоционально, чтобы иметь возможность сосредоточиться на обучении. Педагоги-гуманисты увлечены идеей помочь ученикам удовлетворить как можно больше их потребностей.

Шалвой Александрович предложены рекомендации, руководствуясь которыми можно развить гуманность в детях и получить достойный результат. При составлении правил он руководствовался классическим педагогическим наследием, опытом лучших учителей, а также своими педагогическими убеждениями[3, с.59]. Десять «заповедей» воспитателя:

1. В гуманистическом обществе воспитание может быть только гуманистическим. Главный принцип такого воспитания − расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своем же воспитании.

2. Общение − суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания − доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.

3. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношений взрослых − это среда, в которой формируется личность человека будущего. Потому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребенка.

4. Вера человека в людей, вера человека в собственные жизненные позиции - это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности. Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребенке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.

5. Социалистическое общество − это общество равных и заботящихся друг о друге людей. Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще.

6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвышают и не унижают. Таким ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.

7. Ребенок − импульсивное существо, ему будет трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.

8. Воспитание − скрытый и длительный процесс, и потому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.

9. Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.

10. Мы должны решительно отказаться от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности и императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение [2, с.82].

Исходя из вышеперечисленных рекомендаций, следует подытожить то, чтобы воспитать культурного, интеллигентного, образованного человека, нужно обращаться к принципу гуманизма. Он имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии. Этот принцип должен быть главенствующим при воспитании ребенка. Деятельность педагога должна осуществляться объективным законом, сформулированным Шалвой Александровичем. «Закон взаимности» гласит: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом». Таким образом, чтобы воспитать культурного, интеллигентного, образованного человека, нужно обращаться к принципу гуманизма. Всё вышесказанное позволяет нам отметить, что принцип гуманизма в современной методике воспитания занимает одно из самых важных мест, как в становлении личности, так и во всестороннем развитии члена общества.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абдуразакова Д.М., Пешхоева А.И. Идеи гуманизма в школьном образовании// Мир науки, культуры, образования.−2016.−№6.−С.36−40

2.Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям: избранные психологические труды в 70 томах. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 544 с.

3.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! (опыт работы с 6-летними детьми в подготовительном классе школы): пособие для учителя. – М.: ИЦ «Просвещение», 1988. – 208 с.

4.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. − Минск: Университетское, 1990. – 560 с.

Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. − 5.М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. — 239с.

Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 4 - х кн. − М.: Приор, 2000.− 398 с.

Просмотров работы: 1961