ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Головнева Е.В. 1, Васильева А.М. 1
1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье человека - одна из самых важных вещей, о которой нужно говорить прямо сейчас. Особенно это актуально для подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному телу начинается с детства. Некоторые исследования утверждают, что около 75% заболеваний были диагностированы в детстве.

В контексте современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В результате здоровьесберегающие образовательные технологии можно считать одной из самых перспективных систем образования ХХI века и как совокупность приемов, форм и организации обучения школьников, не причиняющих вреда их здоровью, и как качественная характеристика любой образовательной технологии по критерию ее влияния на здоровье обучающихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность всех приемов, методов и технологий, используемых в образовательном процессе, не только для защиты здоровья учащихся и преподавателей от негативного воздействия факторов образовательной среды, но и для содействия формированию здоровой культуры учащихся.

Содержание и организация процесса обучения и воспитания должны быть направлены на развитие потребностей учащихся в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности и мотивации к ведению здорового образа жизни определены как здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровье и умственное развитие ученика должны быть дополнительными и ведущими слоями в системе формирования целостной личности. Существенным условием благополучия человека является успешность его работы, в данном конкретном случае - работа детей в образовательном процессе. Нередко функциональные позиции и хорошая успеваемость являются медиаторами благополучия детей. Способность раскрывать творческий потенциал и развивать личные навыки - наиболее важный аспект создания благоприятной среды. Очень важно создать в образовательном процессе режим сохранения здоровья. Школа обязана решить одну из ключевых задач - создание критериев, способствующих формированию и укреплению здоровья учащихся.

Педагогическими образовательными принципами здоровьесбережения являются:

- Организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.

- Психолого-педагогические технологии: связанные с работой учителя на уроке и влияние на детей в течение урока.

- Учебно-воспитательные технологии: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учеников о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, образование родителей и др. [Надеева, 2012, с. 14].

Здоровьесберегающие технологии содержат ряд функций:

1. Формирующая – осуществляется на основе биологических социальных закономерностей развития личности. Наследственными качествами обуславливаются индивидуальные физические и психические свойства человека.

2. Рефлексивная – заключается в переосмыслении личностного опыта в прошлом, в приумножении сохранения здоровья, дающая возможность сравнить достигнутые результаты с существующими перспективами.

3. Диагностическая – заключается в мониторинге развития учеников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить усилия учителя и направленность действий в соответствии с возможностями обучающего, которые даны ему от природы.

4. Информативно-коммуникативная – здоровьесберегающие технологии создают трансляцию опыта формирования бережного отношения к своему здоровью.

5. Интегративная – ЗОТ в школе совмещают научные концепции и различные системы воспитания, народный опыт, который направляет их по пути приумножения подрастающего поколения [Морозов, 2014, с.49].

Здоровьесберегающая педагогика, ключевая отличительная особенность которой – ценность здоровья, между других направлений воспитательной работы школы включает последовательное формирование в школе (или в другом образовательном учреждении) здоровьесберегающего образовательного пространства с неотклонимым применением всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без вреда для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение необходимости вести здоровый тип жизни, беспокоиться о собственном здоровье.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [Смирнов, 2002, с.64].

Рядом с ЗОТ - медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примеры такой работы: вакцинация учащихся, мониторинг времени вакцинации, определение групп медицинского риска и т. д. Текущая работа по-прежнему направлена на охрану здоровья учащихся, предотвращение инфекционных и других заболеваний, но без поддержки образовательных технологий.

Творчески осознанное внедрение в работу школ тех задач, методов, технологий, которые с той или иной степенью детализации рассмотрены в предоставленной статье, позволит, с одной стороны, значительно снизить влияние неблагоприятных факторов процесса школьного образования на благополучие учащихся и учителей, а с другой - воплощает в себе по крайней мере некоторые из положительных возможностей, которые есть у каждого учителя и каждой школы, стремясь дать ученику начало успешной жизни.

Т.С. Ячменникова проводит анализ исследования Н. К. Смирнова и обращает внимание педагогов на то, что ввиду ее ограниченного объема и ее «адресации» преимущественно руководителям управлений и учреждений образования, большая часть затронутых в ней вопросов представлена кратко, почти конспективно. Мы видели свою задачу в том, чтобы дать «генералитету» нашей системы образования современное, хотя и обзорное, представление о различных сторонах проблемы влияния школы на здоровье учащихся, о здоровьесберегающем пространстве и формирующих его технологиях, показать, какие существуют ресурсы, позволяющие постепенно исправлять ситуацию неблагополучия, сложившуюся в этой сфере. Приведем классификацию по Н. К. Смирнову:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. «Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т. п. – тоже элементы этой технологии» [Ячменникова, 2011, с. 66].

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженернотехнических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор [Решетников, 2007, с. 33–34].

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей [Голобородько, 2013, с. 82].

Давайте посмотрим на существующие технологии сохранения здоровья, которые можно использовать в школе: психогимнастика; выйти на улицу; художественная педагогика (в первую очередь, предполагает работу со здоровым человеком путем организации конструктивного жизненного союза ребенка / детей и взрослого в культурно-художественном пространстве); сказочная терапия (молодое, перспективное и прогрессивное направление практической психологии и педагогики, которое, используя метафорические ресурсы сказки, дает возможность людям развить самосознание, стать ими сами и строить привилегированные отношения доверия и близости с другими); хромотерапия (мощная энергия, постоянно воздействующая на организм человека); игровая терапия (игра улучшает здоровье школьников, здесь могут использоваться музыкальные и творческие игры, гимнастика для глаз, игра на растяжку и др.); психологическое обследование (выявление детей группы риска); эмоциональный комфорт (песни настроения, счастливые дни); семейное консультирование (проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями по технологиям сохранения здоровья).

К другим технологиям сохранения здоровья относятся: фитотерапия; ароматерапия; упражнения для глаз, направленные на укрепление и расслабление глазных мышц; физиотерапия; оздоровление методами лазерной, электромагнитной, электроимпульсной стимуляции; «Сенсорная комната» - специально организованная среда, в которой можно сконцентрироваться на восприятии индивидуальных ощущений.

Выбор безопасных для здоровья технологий зависит от программы, по которой работает школа, условий и возможностей обучения в школе, профессионализма учителей. Эффективнее использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе, комбинируя технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. Это список только самых популярных и общедоступных технологий сохранения здоровья, которые может использовать любой учитель-предметник при организации учебного процесса.

Здоровый образ жизни еще не занимает первое место среди общечеловеческих ценностей в нашей стране. Но если мы не научим детей с раннего возраста ценить, заботиться и укреплять свое здоровье, если на личном примере продемонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и более развитым не только в личном, интеллектуальном, духовном, но и физическом плане. Если раньше говорили: «В здоровом теле здоровый дух», то тот, кто говорит, что без духовного не может быть здорового, то становится понятным естественное человеческое желание быть здоровым. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Нам нужно помочь ребенку понять, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он чувствует себя хорошо, получает удовлетворение от работы, стремится совершенствоваться. Такого человека мы должны «создавать» и воспитывать с раннего детства. Работа по формированию здорового образа жизни дает хорошие результаты: курсы, направленные

на то, чтобы научить детей уважать собственное здоровье, приносят детям чувство удовлетворения и радости. После занятий ученики самым ответственным образом подходят к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.

Литература

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ИЦ «Вако», 2004. – 296 с

Надеева М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. – 2012 – №1. – С. 14.

Морозов В.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы. – Орск: ИЦ «Орский гуманитарно-технологический институт», 2014. – 188 с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: ИЦ «АПК и ПРО», 2002. – 121 с.

Ячменникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №5. – С. 66 .

Решетникова О. О психологическом нездоровье // Школьный психолог: газ. издат. дома «Первое сентября». – 2007. – № 10. – С. 33.

Голобородько Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч.конф.Интернет-журн.05.11.2013. // URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4394/ (дата обращения: 12.04.2020).

Просмотров работы: 267