Нравственное воспитание младших школьников - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Нравственное воспитание младших школьников

Голодникова Е.С. 1, Головнева Е.В. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена в обществе высоко ценили нравственное воспитание. Людей старшего поколения волнуют преобразования о будущем России, о ее молодежи, которые происходят в социально – экономической жизни общества. На сегодняшний день важным является процесс построения нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Процесс нравственного воспитания направлен на развитие личности ребенка, становление нравственных ориентиров к обществу, коллективу и самому себе. Воспитание младших школьников и формирование их личности представляет собой сложный педагогический процесс, который построен на индивидуальном подходе к каждому ребенку, чтобы способствовать правильному развитию его чувств. Нравственные чувства складываются, прежде всего, из отношений к окружающим людям и самому себе, восприятии моральных норм, традиций и ориентиров. Дети очень чутко реагируют на добро, положительные эмоции со стороны старшего поколения и остро воспринимают критику и недоброжелательность со стороны сверстников, именно поэтому задача педагогов в младшей школе организовать грамотный процесс нравственного воспитания школьников, разъяснить моральные ценности, предусмотренные обществом.

Педагоги в процессе воспитания формируют совокупность средств, которые направлены на развитие моральных суждений, ценностей ребенка, его оценки сложившихся ситуаций. Будущее общества зависит от того, насколько образованным и высоконравственным будет нынешнее поколение школьников, так как воспитанность – то качество, которое выражается в повседневной жизни человека.

Нравственная воспитанность представляет собой результат нравственного воспитания личности, которая проявляется в деятельности человека, его общении, отношении к окружающим. Способность человека к сопереживанию, глубина чувств, его эмоциональные мучения совести, умение сочувствовать, испытывать стыд, радость, страдание – все это является проявлением нравственной воспитанности [1, с. 458].

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Цель нравственного воспитания младших школьников – достижение взаимосвязи между поведением ребенка, которое от него требуют моральные правила, и сама готовность его поступать должным образом. Необходимо просвещать ребенка моральным принципам и ценностям общества, которыми он должен овладеть. Осознание образцов нравственного поведения помогает оценивать свои поступки и выбирать поведение с точки зрения морали [4, с. 124].

Определяя содержание понятие нравственности, важно отменить, что оно, в свою очередь образуется от слова «нравы». Нравы – эталоны и нормы, руководствуясь которыми, люди проявляют себя в повседневном поведении и поступках. Данные эталоны поддерживаются общественным мнением и авторитетом масс [5, с. 172].

Содержание и формы нравственного образования и воспитания в I-IV классах могут быть следующими:

Я и окружающий мир. Наблюдение за объектами живой природы. Выделение сходства и различий между животными и человеком. Формирование представлений о месте человека в природе. Создание ситуации поиска своего предназначения в жизни и природе.

Ценность жизни. Уточнение понятия «цена», выделение в мире и природе вещей, которые невозможно купить. Определение понятия «ценность». Анализ собственных поступков, которые представляют ценность, и поступков, о которых ребенок сожалеет. Попытка определения детьми собственного смысла жизни.

Мир добрых дел. Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.

Что такое хорошо и что такое плохо. Уточнение понятий «хорошее» и «плохое». Рассмотрение соответствия норм морали в разные времена. Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятий «заповедь», «закон».

Стремление и желание. Наблюдение за внешним видом и выражением лица людей различных социальных групп. Размышление о причинах нравственного падения людей. Определение понятий «стремление», «желание», отличие их друг от друга. Формирование способности ставить перед собой цель и добиваться ее [2, с. 162].

Я и моя тень. Анализ своих качеств характера по оценке одноклассников. Выявление положительных и отрицательных черт своего характера, рассмотрения влияния их на окружающих. Определение черт характера, важных для общения и жизни с другими людьми.

Честность. Анализ жизненной ситуации. Исследование причин лжи. Определение понятия «честность». Описание чувств, когда обманули тебя и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск доводов, почему нужно быть честным.

Дружба и привязанность. Анализ одного из рассказов (Л. Воронкова «Что сказала бы мама», Я. Тайц «В школьном переулке», В.Осеева «Три товарища»). Рассказ детей о своих друзьях. Рассмотрение мотивов возникновения дружбы. Определение понятия «дружба». Выявление основных качеств настоящего друга. Проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями.

Невыдержанность. Определение свойств характера по поведению человека. Исследование причин проявления несдержанности у окружающих людей и в себе. Игра «Стоп». Выработка умения сдерживать свой гнев.

Доброжелательность. Анализ записей детей о чувствах, возникающих в момент прощения. Постановка детей в ситуацию нравственного выбора и раскрытие преимущества прощения. Выведение понятия «доброжелательность». Инсценирование жизненных ситуаций и отслеживание реакции окружающих на проявление доброжелательности [3, с. 103].

Процесс нравственного воспитания представляет собой многогранный процесс, требующий взаимодействия различных форм и методов организации. Успешному формированию нравственной воспитанности младших школьников способствует непосредственно личный пример педагога, использование различных форм, видов и методов нравственного воспитания, комплексного подхода к данному процессу, правильное и грамотное раскрытие понятия нравственности, ее значения как для личности человека так и для всего общества, применение различных компонентов как на уроках, так внеурочной деятельности, способствующих формированию нравственного сознания школьника, его чувств, ценностей, убеждений и ориентиров.

Мыслители древних веков считали, что с помощью моральных норм человек способствует развитию общества, а оно, в свою очередь формирует его личностные качества. Мораль поддерживается не мерами принуждения со стороны государства, а общественным мнением, тем самым соблюдается в силу убеждений людей. Постепенно менялись общественно – экономические формации, а вместе с ними и представления о нравственности в обществе.

Так, Подласый П.И. под нравственным воспитанием понимал воздействие на сознание и чувства воспитанников, которое осуществлялось с целью формирования у них нравственных качеств, отвечающих стандартам общества [4, с. 120].

Марьенко Е.С. раскрывал понятие нравственность, как неотъемлемую часть личности человека, которая обеспечивает соблюдение принципов поведения, правил и норм, существующих в моральной жизни общества, а воспитание, как целенаправленный процесс формирования личности [6, с. 346].

Нравственная воспитанность является результатом нравственного воспитания личности, которая проявляется в деятельности человека, его общении, отношении к окружающим. Способность человека к сопереживанию, глубина чувств, его эмоциональные мучения совести, умение сочувствовать, испытывать стыд, радость, страдание – все это является проявлением нравственной воспитанности. Она характеризуется моральной образованностью людей, их способностью с нравственной стороны судить о явлениях жизни, давать оценку происходящим ситуациям и поступать в соответствии со своим нравственным сознанием. Для человека, обладающего нравственной воспитанностью, следовать нормам и правилам морали является привычным поведением. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Педагогика установила, что в различные возрастные периоды существуют всякие возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, неодинаково относятся к разного рода средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогают проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Специфика организации процесса нравственного воспитания младших школьников состоит в тесной связи отношений «учитель - ученик», вследствие чего учитель находится в ситуации личной ответственности, в том числе за формирование нравственных ориентаций у детей.

Таким образом, педагогический процесс по нравственному воспитанию младших школьников должен характеризоваться комплексным использованием различных методов и форм, индивидуальным подходом к каждому, применение опыта различных педагогов в данной сфере, способы воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями данной категории учащихся, необходимо делать акцент на эмоциональную составляющую учеников.

Литература

Бозорова Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. – 2014. – №9. – С. 458 – 460.

Журавлев И.К., Зорина Л.Я., Лернер И.Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1993 – 210 с.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. – 368 с.

Подласый И.П. Теория и технологии воспитания. – М.: Люберцы: Юрайт, 2008. – 256 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1973. – 270 с.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Гардарики, 2003. – 519 с.

Просмотров работы: 57