Обучение иностранному языку стало неотъемлемой частью начального образования. Период обучения в начальной школе является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку. Основным результатом обучения иностранным языкам является формирование у младших школьников на элементарном уровне коммуникативной компетенции, то есть способность понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных ситуациях общения. В состав коммуникативной компетенции входят: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Для успешного формирования коммуникативной компетенции необходимо сформировать грамматическую и лексическую компетенцию.
Обучение грамматической стороне речи является важной составной частью учебного процесса, т.к. без знания грамматических правил невозможно овладеть навыками грамотного общения. Основной целью обучения грамматической стороне речи в школе является формирование у учащихся грамматической компетенции как одного из важнейших компонентов компетенций в области говорения, аудирования, чтения, письма.
На этапе формирования грамматической компетенции обучения иностранному языку в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Прежде всего, нужно обеспечить сотрудничество преподавателя иностранного языка с учителем начальной школы, который хорошо знает возрастные особенности школьников, уровень их развития, интересы. Только в данных условиях возможно реализовать требования образовательного стандарта начального образования по иностранному языку.
Формирование грамматической компетенции помогает решить ряд образовательных задач. Учащиеся знакомятся с новыми фактами и явлениями, не свойственными родному языку. Важно отметить, что строить учебный процесс необходимо таким образом, что бы ученики имели возможность решать коммуникативные задачи, то есть имели возможность реализовать собственные намерения [3. С. 13].
Наглядное восприятие является началом и исходным моментом человеческого познания и основой обучения, потому что оно обеспечивает легкое запечатление изучаемого явления. Наглядность является важнейшим моментом в обучении детей на начальном этапе. Психологическая особенность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, то оно мобилизирует психологическую активность обучающихся, снижает утомляемость, вызывает интерес к занятиям иностранным языком, интенсифицирует учебный процесс, делает его более эффективным и более интересным. В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом – служит опорой в понимании на слух материала, в третьем – создает условия для практического применения усваиваемого материала. Поэтому, чтобы реализовать это положение при формировании грамматической компетенции в области иностранного языка в начальной школе, нужно:
1. Использовать показ игрушек, картинок, действий для организации ознакомления детей с новыми средствами общения и организации тренировки в их употреблении.
2. Использовать на уроках иностранного языка компьютерных программ и других мультимедийных средств обучения, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход и обеспечивают положительную мотивацию к обучению иностранному языку.
3. Обеспечивать инициативу детей через вербальные и иллюстративные опоры.
4. Использовать кубики или другой строительный материал при ознакомлении младших школьников с определенной грамматической структурой.
Общепризнанным является тот факт, что при недостаточном уровне сформированности грамматической компетенции возникают трудности развития не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции [1. С. 210]. Для активизации грамматического материала необходимо любую грамматическую структуру представлять в коммуникативном аспекте, то есть представлять ее в ситуации, приближенной к реальному общению [2. С. 47]. При обучении грамматике учащихся младшего школьного возраста методисты рекомендуют использовать преимущественно индуктивный подход, а для разнообразия и лучшего запоминания грамматических структур включать грамматические игры.
Таким образом, формирование грамматической компетенции учащихся на начальном этапе обучения предполагает, что учащиеся должны уметь осознанно воспринимать и воспроизводить определенные, которые в свою очередь должны адекватно соответствовать ситуации общения и тем коммуникативным задачам, который ставит перед собой говорящий.
Список использованной литературы
1. Копытко, В.Н. Обучение грамматической стороне иноязычной устной речи / В.Н. Копытко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. − 2017. − №11. − С. 208-212.
2. Пассов, Е.И. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Е.И. Пассов, Е.С.Кузнецова. − Воронеж: Альтернатива, 2016. − 142 с.
3. Thornbury, S. How to teach Grammar / S. Thornbury: Longman, 2002. – 182 p.