Видеть вокруг себя красоту жизни – это одновременно средство и результат эстетического воспитания. Он ориентирован на искусство, литературу, музыку, неотделим от природы, общественной и профессиональной деятельности, образа жизни людей и их взаимоотношений.
Система эстетического воспитания призвана научить видеть красоту вокруг себя, в окружающей действительности.
И взрослые, и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями в сфере духовной жизни, общении с искусством, природой, в повседневной жизни, в межличностном общении, которая играет существенную роль в формировании эстетического воспитания [Лихачев, 1998, с. 162].
Идеи эстетического воспитания зародились еще в древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах и целях изменились со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Эти изменения взглядов явились следствием развития эстетики как науки и понимания сути ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «Aisteticos» (воспринимаемый чувством) [Бычков, 2004, с. 233].
В наши дни проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Эта проблема получила полное развитие в работе отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
В кратком словаре эстетики эстетическое воспитание определяется как «система мер, направленных на развитие и улучшение у человека способности воспринимать, правильно понимать, ценить и творить прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [Шацкая, 1995, с. 44].
Понятий «эстетическое воспитание» существует множество, но рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить ее основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на школьников.
Во-вторых, это формирование у учащихся способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и в жизни, оценивать ее.
В-третьих, это формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
В-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию красоты.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. В период дошкольного и младшего школьного возраста происходит более интенсивное формирование отношения к миру, которое постепенно превращаются в свойства личности [Лихачёв, 1985, с. 17].
Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Приход ребенка в школу – одна из особенностей младшего школьного возраста. У него появляется новый вид деятельности – учеба. Учитель становится для ребенка главным человеком [Критская, 2004, с. 45].
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями в области познавательных процессов ученика.
В меру своего понимания ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям. Основная форма приобщения к эстетическому идеалу – детская литература, мультфильмы, кино.
Необходимо постоянно, всеми средствами побуждать детей учиться следовать своим любимым персонажам, проявлять доброту и справедливость, а также умение изображать, выражать идеал в своем творчестве через стихи, пение и рисование [Ильина, 2009, с. 13].
Начиная с начальной школы, происходят изменения в мотивационной сфере. Осознаются и различаются мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности.
Ощущение красоты природы, людей в окружающей среде, вещей, вызывают у ребенка особые эмоциональные и душевные состояния, пробуждают прямой интерес к жизни, обостряют любопытство, мышление и память. Педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших способов проникновения в сознание ребенка, его расширения, углубления, укрепления, конструирования. Эмоциональные реакции и состояния ребенка – критерий эффективности эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание красотой природы способствует формированию у младших школьников интереса к изучению курса «Окружающий мир», развитию ряда навыков (например, как узнавать растения и животных в своем районе, ухаживать за ними дома), интеллектуальное, эмоциональное развитие, формирование положительных личностных качеств, осознание места человека в природе. Таким образом, в процессе эстетического воспитания формируются представления о природе и человеке как биологически социальном существе, также формируется личность ребенка.
Эстетическое воспитание красотой природы можно проводить и во внеклассных мероприятиях через организацию работы кружков, живых уголков, во время экскурсий, биологического музея, посещения оранжереи, походов, во время игр, конкурсов, тренингов, праздников [Перевезова, 2013, с. 66].
Используя эту информацию на уроках и внеклассных мероприятиях, учитель начальных классов может пробудить в младших школьниках чувство прекрасного, одновременно решая другие важные задачи их воспитания. Показывая красоту природы, формируя к ней гуманное отношение, развивается личность растущего человека [Переверзева, 2013, с. 72].
Из опыта работы А. Н. Нехлопочиной, кандидата педагогических наук, учителя школы, чувственный образ в эстетическом развитии младших школьников включает ощущения, восприятия и представления об эстетических объектах, предметах действительности и их свойствах.
«Чувственный образ» в эстетическом развитии предметов в исследованиях философов, психологов и педагогов, объединяет общее свойство – чувственно-образное знание эстетических свойств предметов в различных видах искусства, окрашенное переживанием предмета [Нехлопочина, 2014, с. 24].
Из-за качественного разнообразия форм искусства различают зрительные, слуховые, осязательные, пространственно-временные, цветовые ощущения, восприятия и представления. У каждого из них есть определенная эмоциональная оценка, которую младший школьник может не осознавать [Нехлопочина, 2014, с. 25].
Процесс эстетического развития основан на разных уровнях отражения чувственного восприятия мира в мышлении младших школьников [Баранов, 2005, c. 68].
В процессе систематизации чувственных образов у младших школьников важную роль играет взаимосвязь чувственности и рациональности в искусстве. Эмоционально-образное восприятие искусства связано с непосредственным контактом, определенной картиной, стихотворения, музыкального произведения и воспринимающего их ребенка проекты [Нехлопочина, 2014, с. 27].
В целом, систематизация чувственных образов младших школьников способствует более глубокому пониманию художественных образов художественного произведения, развивает эстетическое восприятие, чувства, воображение и тем самым способствует эстетическому развитию личности, обеспечивая переход мыслей школьника от чувственных к рациональным и наоборот [А. Н. Нехлопочина, 2014, с. 29].
Т.О. Запретилова предлагает использовать следующие методические рекомендации по организации занятий культурно-эстетического содержания в начальной школе с применением эстетических бесед. Для достижения поставленной цели, а именно формирования эстетического воспитания младших школьников, классные часы проводятся по темам, на которых обсуждаются вопросы о роли дружбы, друзей в жизни каждого человека, об своеобразии делового общения в школе, об особенностях взаимоотношений мальчиков и девочек, детей и взрослых. Также играют в ролевые игры, позволяющие детям побывать в разных коммуникативных ролях. Также, для развития у детей чувства прекрасного, формирования художественного вкуса, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы используются все возможности внеурочной деятельности [Запретилова, 2019, с. 19].
Основными методами эстетического воспитания являются:
1. Наблюдение за окружающей действительностью (просмотр иллюстраций, картин и простые наблюдения за природой, снежинками, облаками и т. д.).
2. Большое значение имеют также беседы и рассказы, в которых ребенок может выразить свое мнение.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, изобразительного искусства, музыки и учителей дополнительного образования [Запретилова, 2019, с. 20].
Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, поскольку речь идет не только о развитии эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: его сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Таким образом, в процессе эстетического воспитания решается двойная задача – формирование эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развитие его эстетических и творческих способностей.
Литература
1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: ИЦ «Гардарики», 2004. – 556с.
2. Баранов С.П., Овчинникова А.Ж. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа. – М.: ИЦ «МПГУ», 2003. – 167 с.
3. Ильина Е.В. Воспитание искусством // Искусство в школе. – 2009. – № 1. – С. 13–15.
4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие. –2-е изд. ‒ М.: ИЦ «Просвещение», 2004. – 207 с.
5. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики: М-во общ. и проф. образования РФ и др. ‒ Самара.: ИЦ «СИУ», 1998. – 199 с.
6. Нехлопочина А.Н. Систематизация чувственных образов в эстетическом развитии учащихся // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 24–29.
7. Переверзева Э.В. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание // Начальная школа. – 2013. – №5. – С. 66–72.
8. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: ИЦ «АПН РСФСР», 1995. – 183с.
9. Запретилова Т.О. Эстетическая беседа как средство формирования эстетической культуры младших школьников // Мультиурок: начальные классы: все разработки учителей, категория: Искусство. 12.07.2019. URL: https://multiurok.ru/files/esteticheskaia-beseda-kak-sredstvo-formirovaniia-e.html (дата обращения 09.12.20).