К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Шеина Е.Е. 1, Головнева Е.В. 1
1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой определяется потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [4, с. 23].

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) – это общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [6, с. 345].

Формирование личности ребенка происходит в семье. Именно в семье закладываются все необходимые для растущего человека качества: любовь к близким, доброта, нежность, сопереживание, целеустремленность, отзывчивость, чуткость, понимание, оптимизм, уверенность и другие не менее важные человеческие добродетели.

С самого рождения родители становятся для своих детей непререкаемым авторитетом. Благодаря своей полной зависимости: физической и психоэмоциональной, маленький человек не только копирует поведение взрослого, но и дарит безусловную любовь. Эта любовь должна быть основой любой полноценной семьи; взаимная любовь: отданная родителем своему ребенку, и любовь ребенка, отданная родителям в ответ.

Какому родителю не льстят слова: «Ваши дети очень аккуратные», «Ваши дети такие воспитанные», «В ваших детях удивительно сочетаются верность и самоуважение». Кто из них не хотел бы, чтобы их дети предпочитали спорт сигаретам, бальные танцы алкоголю, напряженное самообразование напрасной трате времени. Но для этого нужно долго и упорно работать на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание – это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в ребенке. Это определяет сознательный характер семейного воспитания и требование разумного, взвешенного подхода к решению воспитательных задач [6, с. 352-354].

Таким образом, родители составляют первое социальное окружение ребенка. Личность родителей играет существенную роль в жизни ребенка. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, в основном определяется тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к родителям безгранична, безусловна, беспредельна. Более того, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то с возрастом родительская любовь все больше выполняет функцию закрепления и поддержания внутреннего, психологического и эмоционального мира человека. Родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания психического и физического здоровья.

Изучив опыт работы Жуковой Зои Петровны учителя начальных классов Октемской Средней Общеобразовательной школы Имени П. И. Шадрина по изучению видов совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, можно сделать вывод, что большое значение в работе педагога с родителями имеет продуманная и хорошо организованная система взаимодействия. Классный руководитель традиционно уделяет большое внимание учащимся, но его задача – создать классный коллектив, а также группу родителей, которые смогут помочь ему в дальнейшем.

К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, врачей, представителей общественных организаций, учителей-предметников, социальных педагогов.

Одним из направлений в организации взаимодействия классного руководителя и семьи является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Для этого в школе разработана соответствующая стратегия. Она включает в себя, в частности, ознакомление родителей с традициями школы, ее историей, успехами в обучении и воспитании учащихся, учителями и школьными достижениями.

Одной из задач школы является создание условий для развития ребенка и взаимоотношений в семье. Основным средством решения этой проблемы является совместная деятельность родителей и учащихся, которая может быть организована в различных формах, в частности, во время классного собрания, где учащиеся и родители обсуждают проблемы, отражающие их общие интересы. Для его активной и заинтересованной реализации полезно использовать диспуты, групповую работу, тренинги с участием школьного психолога, учителей-предметников и специалистов.

Особую роль в организации тесного взаимодействия родителей, учащихся и классного руководителя играет родительский комитет. Атмосфера в классе, отношения между родителями и друг другом, отношения между взрослыми и детьми зависят от того, насколько ответственно и хорошо они подходят к своей деятельности.

Родительский комитет школы работает согласованно и является центром инициативы, творчества и организации классных дел. Члены комитета пишут сценарии, придумывают конкурсы и игры для детей.

Совместная работа семьи и школы в процессе учебной деятельности играет важную роль для развития и становления личности. Проблемы совместной работы семьи и школы решаются тогда, когда их сотрудничество реализуется в повседневной практике, когда учителя и родители совместно решают общую задачу: создают условия для безопасного и гармоничного развития ребенка.

Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания.

Семья для ребенка – это жизненная среда, определяющая путь развития его личности. Жизнеобеспечение ребенка, психологический комфорт и эмоциональная защита обеспечиваются родительской любовью. Процесс обучения ребенка в школе должен в первую очередь поддерживаться семьей, направленный на его общекультурное и личностное развитие.

Родители являются примером, на который ребёнок ориентируется ежедневно. Личность родителей играет важную роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребенка – счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а потому нравственно насыщенная жизнь этого ребенка.

Задача педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания участвовать в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребенка.

Таким образом, семья является одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и приоритетность их интересов и потребностей. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих понятий во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, регулирующие поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – это не только личное дело родителей, но и дело всего общества. Семейное воспитание – это только часть социального воспитания, но это очень важная и уникальная часть. Ее уникальность, во-первых, в том, что она дает «первые жизненные уроки», которые формируют основу для руководства действиями и поведением в будущем, а во-вторых, в том, что семейное воспитание очень эффективно, так как оно осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений между детьми и родителями. И речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и о детских чувствах безопасности, защищенности, способности делиться опытом, получать помощь от взрослых.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

2. Дружинин Н.В. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с.

3. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990. – 317 с.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 1999. – 232 с.

5. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

7. Строй С.Н. Родительское собрание «О воспитанности» // Начальная школа. – 2010. – № 2. – С. 57-60.

Просмотров работы: 8