МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Михайлова А.Р. 1, Головнева Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обычно понятия поощрения и наказания воспринимаются как антиподы. Однако, семантическая и смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Например, сравнивая коренные значения слов «наказание», «поощрение» в некоторых европейских языках (французском, немецком, английском, русском, украинском), нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, сближаются.

Например, «наказание» означает «требование», «штраф», «стимулирование», «наставление», «выговор», «обременение», и тому подобное. «Поощрение», в свою очередь, означает «ускорение», «стимулирование», «одобрение», «содействие» и прочее. В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает видеть их единство в воспитательном процессе [2, с. 53].

В практике и теории воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой любое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение – коррекция поведение детей в конкретных условиях.

Использование наказаний и поощрений – как средство педагогической коррекции должно отвечать наличием определенной ситуации, оно характеризуется известным решением коллектива или педагога, связанным с выделением группы или одного из воспитанников из общей массы, между тем, как правило, без резкого противопоставления изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие [2, с. 56].

Ситуации наказания и поощрения представляют собой типичные случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных дозированных изменений, другими словами – их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования новых, наиболее значимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей коллектива и личности.

Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, связано с тем или иным, неофициальным или официальным проявлением соревнования в коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач, инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в деятельности за успех общего дела, с одной стороны, и необходимость поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, – вот что составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации [2, с. 121].

О необходимости использования поощрений в самых различных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», – писал он. Дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но еще и в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность стимулировать, способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности [1, с. 170].

Педагог, в первое время работы с коллективом, поощряет отдельные действия своих воспитанников. Например, это может быть образцово убранный класс, организованно проведенный поход, воскресник и т. д. По мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения все более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: принципиальности, взаимопомощи, ответственности, организованности. Поощрение в связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных дел коллективного характера в возрастающей степени связывается с проявлением инициативы, самостоятельности, готовности и умения принести своему коллективу как можно больше пользы [4, с. 111].

Основная линия развития в вопросе – за что поощрять: от поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе – такова.

Ситуация нака  зания – это конф  ликтная ситуация. Непр  авильно сводить причины всех возн  икающих в восп  итательном процессе конф  ликтов к ошибкам восп  итателей (педагогов, родителей и других). Практика свид  етельствует о том, что прот  иворечия между треб  ованиями педагогов, колл  ектива и пове  дением отде  льных воспитанников между колл  ективными и личными (иногда груп  повыми) перс  пективами могут стан  овиться исто  чником конф  ликтов не только в колл  ективе, нахо  дящемся на нача  льной стадии своего развития, но и в развитом, сфор  мировавшемся колл  ективе, обла  дающим сильным обще  ственным мнением и соци  ально знач  имыми трад  ициями. Напротив, ситуацию, в которой исто  чником конф  ликта является педа  гогическая ошибка, отсу  тствие у восп  итателя должного опыта работы и такта в отно  шениях с воспитанниками, склонны считать псев  доконфликтной, не отра  жающей пози  тивной логики испо  льзования нака  заний [5, с. 86-91].

В практике имеются случаи, когда педагог ищет, за что бы поощрить ребенка, значительная часть отношений которого приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В этих случаях важное воспитательное значение имеет даже незначительный частный повод, чтобы высказать тем или иным действиям ученика одобрение и поощрить его. «Именно ребенок, постепенно «нащупывающий» правильную линию поведения, – писали в связи с анализом подобных ситуаций В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин, – особенно нуждается в том, чтобы взрослые авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают всякого одобрения» [1, с. 197].

Инди  видуально-личн  остные, ситу  ативные и возр  астные моменты в испо  льзовании нака  заний и поощ  рений проя  вляются в опре  деленном единстве. Но для педагога прин  ципиально важно уметь отди  фференцировать личн  остное от ситу  ативного и возр  астного. В свое время С. Л. Руби  нштейн отмечал, что в силу мног  ообразия потр  ебностей, уста  новок личности и интересов одно и то же действие (явление) может прио  брести разл  ичное и даже прот  ивоположное – как отри  цательное, так и поло  жительное – эмоц  иональное значение. Одно и то же событие может оказ  аться снаб  женным прот  ивоположным – поло  жительным и отри  цательным – эмоц  иональным знаком». Поэтому недо  статочно точный и свое  временный учет педа  гогом как личностно-возр  астных, так и ситу  ативных моментов испо  льзования нака  заний и поощ  рений обязательно приведет к ошибкам.

Главным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Сложно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать [2, с. 79].

Поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения н наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку мы выделяем следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2.Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта.

Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации – помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию [2, с. 169-171].

Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. К примеру, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически, в виде поощрения.

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрение осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

Одна из наиболее расп  ространенных мер поощ  рения – прис  уждение поче  тного места в соре  вновании. Это сопр  овождается колл  ективными и инди  видуальными нагр  адами – премиями, подарками, поче  тными и похв  альными грам  отами и т. п. Особенно часто испо  льзуются поощ  рения в виде подарков в семье. Стре  мление опре  деленной кате  гории роди  телей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки стан  овится исто  чником труд  ностей в восп  итания в семье и в школе.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, сочинений, поделок разного рода (моделей, приборов, наглядных пособий и прочее). Будучи обычно связанными с традиционными олимпиадами, проводимыми ежегодно по ряду предметов школьной программы, или конкурсами, такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся.

Распространенными формами поощрения в соревновательно-творческой деятельности являются разного рода почетные грамоты и вымпелы. Количество их, как и вообще поощрений в школе, не должно быть излишне большим. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т.п. [2, с. 171-176].

Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в школе и семье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школе меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования.

В некоторых случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. К сожалению, надо согласиться, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение не диктовалось такой жесткой необходимостью, а было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда – нетактичным обращением к ученику.

Таким образом, поощрения и наказания имеют важное воспитательной значение в деятельности учителя и направлены на стимулирование деятельности и поведения воспитанников.

Литература

1. Гмурман В.Е. Дисциплина в школе. – М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 239 с.

2. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.

3. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. – М.: Про-свещение, 1965. – 314 с.

4. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. / Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – [2-е изд.]. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957-1958. – 7т.

5. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. чл.-кор. Акад. пед. наук проф. В. Я. Струминского; [Подгот. к печати В. Я. Струминский и Н.А. Сундуков]. – М.: Учпедгиз, 1953-1954. – 2т.

Просмотров работы: 488