Обычно понятия поощрения и наказания воспринимаются как антиподы. Однако, семантическая и смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Например, сравнивая коренные значения слов «наказание», «поощрение» в некоторых европейских языках (французском, немецком, английском, русском, украинском), нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, сближаются.
Например, «наказание» означает «требование», «штраф», «стимулирование», «наставление», «выговор», «обременение», и тому подобное. «Поощрение», в свою очередь, означает «ускорение», «стимулирование», «одобрение», «содействие» и прочее. В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает видеть их единство в воспитательном процессе [2, с. 53].
В практике и теории воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой любое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение – коррекция поведение детей в конкретных условиях.
Использование наказаний и поощрений – как средство педагогической коррекции должно отвечать наличием определенной ситуации, оно характеризуется известным решением коллектива или педагога, связанным с выделением группы или одного из воспитанников из общей массы, между тем, как правило, без резкого противопоставления изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие [2, с. 56].
Ситуации наказания и поощрения представляют собой типичные случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных дозированных изменений, другими словами – их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования новых, наиболее значимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей коллектива и личности.
Ситуацию поощ рения мы условно назовем соре вновательно-твор ческой. Поощрение, связано с тем или иным, неоф ициальным или офиц иальным проя влением соре внования в колл ективе. Твор ческое отно шение ребенка к решению стоящих перед колл ективом задач, иниц иатива и трудовые усилия, проя вляемые им в деятельности за успех общего дела, с одной стороны, и необ ходимость подд ержать этот порыв, помочь форм ирующемуся человеку утве рдиться в своей внут ренней позиции, с другой, – вот что сост авляет основу подобной психолого-педа гогической ситуации [2, с. 121].
О необходимости использования поощрений в самых различных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», – писал он. Дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но еще и в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность стимулировать, способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности [1, с. 170].
Педагог, в первое время работы с колл ективом, поощряет отде льные действия своих восп итанников. Например, это может быть обра зцово убранный класс, орга низованно пров еденный поход, воск ресник и т. д. По мере форм ирования здор ового обще ственного мнения колл ектива пред метом поощ рения все более стан овится усто йчивое проя вление тех или иных мора льных качеств: прин ципиальности, взаи мопомощи, отве тственности, орга низованности. Поощ рение в связи с выпо лнением тех или иных повс едневных обще обязательных дел колл ективного хара ктера в возр астающей степени связ ывается с проя влением иниц иативы, само стоятельности, гото вности и умения принести своему колл ективу как можно больше пользы [4, с. 111].
Основная линия развития в вопросе – за что поощрять: от поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе – такова.
Ситуация нака зания – это конф ликтная ситуация. Непр авильно сводить причины всех возн икающих в восп итательном процессе конф ликтов к ошибкам восп итателей (педагогов, родителей и других). Практика свид етельствует о том, что прот иворечия между треб ованиями педагогов, колл ектива и пове дением отде льных воспитанников между колл ективными и личными (иногда груп повыми) перс пективами могут стан овиться исто чником конф ликтов не только в колл ективе, нахо дящемся на нача льной стадии своего развития, но и в развитом, сфор мировавшемся колл ективе, обла дающим сильным обще ственным мнением и соци ально знач имыми трад ициями. Напротив, ситуацию, в которой исто чником конф ликта является педа гогическая ошибка, отсу тствие у восп итателя должного опыта работы и такта в отно шениях с воспитанниками, склонны считать псев доконфликтной, не отра жающей пози тивной логики испо льзования нака заний [5, с. 86-91].
В практике имеются случаи, когда педагог ищет, за что бы поощрить ребенка, значительная часть отношений которого приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В этих случаях важное воспитательное значение имеет даже незначительный частный повод, чтобы высказать тем или иным действиям ученика одобрение и поощрить его. «Именно ребенок, постепенно «нащупывающий» правильную линию поведения, – писали в связи с анализом подобных ситуаций В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин, – особенно нуждается в том, чтобы взрослые авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают всякого одобрения» [1, с. 197].
Инди видуально-личн остные, ситу ативные и возр астные моменты в испо льзовании нака заний и поощ рений проя вляются в опре деленном единстве. Но для педагога прин ципиально важно уметь отди фференцировать личн остное от ситу ативного и возр астного. В свое время С. Л. Руби нштейн отмечал, что в силу мног ообразия потр ебностей, уста новок личности и интересов одно и то же действие (явление) может прио брести разл ичное и даже прот ивоположное – как отри цательное, так и поло жительное – эмоц иональное значение. Одно и то же событие может оказ аться снаб женным прот ивоположным – поло жительным и отри цательным – эмоц иональным знаком». Поэтому недо статочно точный и свое временный учет педа гогом как личностно-возр астных, так и ситу ативных моментов испо льзования нака заний и поощ рений обязательно приведет к ошибкам.
Главным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Сложно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать [2, с. 79].
Поощ рения и нака зания – это сово купность средств регу лирования отношений, сост авляющих соде ржание педа гогической ситуации, в которой эти отно шения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целе сообразным давать клас сификацию видов и форм поощ рения н наказания, является способ стим улирования и торм ожения деят ельности детей, способ внесения изме нений в их отношения. По этому признаку мы выделяем след ующие виды поощ рения и наказания:
1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
2.Поощ рения и наказания, связ анные с изме нениями в их обяз анностях.
3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп поощ рений и нака заний большое разн ообразие форм их испо льзования, однако их тоже можно подр азделить на след ующие основные формы:
а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
б) трад иционные поощ рения и наказания;
в) поощ рения и нака зания в форме эксп ромта.
Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации – помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию [2, с. 169-171].
Расс мотрим вначале основные меры поощ рения в восп итании детей. В числе наиболее упот ребительных мер инди видуального и колл ективного поощ рения следует назвать, прежде всего, пору чение почетных обяз анностей. Почетные пору чения в качестве меры поощ рения широко испо льзуются и в семье. К примеру, мытье посуды после чая может пору чаться ребенку 5-8 лет эпиз одически, в виде поощрения.
Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрение осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.
Одна из наиболее расп ространенных мер поощ рения – прис уждение поче тного места в соре вновании. Это сопр овождается колл ективными и инди видуальными нагр адами – премиями, подарками, поче тными и похв альными грам отами и т. п. Особенно часто испо льзуются поощ рения в виде подарков в семье. Стре мление опре деленной кате гории роди телей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки стан овится исто чником труд ностей в восп итания в семье и в школе.
Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, сочинений, поделок разного рода (моделей, приборов, наглядных пособий и прочее). Будучи обычно связанными с традиционными олимпиадами, проводимыми ежегодно по ряду предметов школьной программы, или конкурсами, такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся.
Расп ространенными формами поощ рения в соре вновательно-твор ческой деят ельности являются разного рода почетные грамоты и вымпелы. Коли чество их, как и вообще поощ рений в школе, не должно быть излишне большим. Важно, чтобы вручение этих поощ рений побе дителям соре внований прои зводилось в торж ественной обст ановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т.п. [2, с. 171-176].
Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в школе и семье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школе меры наказания учащихся.
Наиболее расп ространенной мерой нака зания является заме чание учителя. Заме чание должно быть обращено к конк ретному нару шителю треб ований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но офиц иальной кате горической форме и осущ ествляется обычно с помощью прямого непо средственного треб ования.
В некоторых случаях педа гогом может быть испо льзована такая мера, как прик азание ученику встать у парты. Такое нака зание целе сообразно в младших и подр остковых классах, по отно шению к непо седливым, несо бранным ученикам. Встав возле парты, находясь под прис тальным взглядом учителя, прив лекая к себе внимание всего класса, ученик невольно соср едоточивается, прио бретает собр анность. Убед ившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует неза медлительно посадить его на место. Ошибку сове ршают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухит ряются, поставив в разных концах класса неск олько таких пров инившихся, держать их так до самого конца урока.
Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. К сожалению, надо согласиться, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение не диктовалось такой жесткой необходимостью, а было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда – нетактичным обращением к ученику.
Таким образом, поощрения и наказания имеют важное воспитательной значение в деятельности учителя и направлены на стимулирование деятельности и поведения воспитанников.
Лите ратура
1. Гмурман В.Е. Дисциплина в школе. – М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 239 с.
2. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.
3. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. – М.: Про-свещение, 1965. – 314 с.
4. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. / Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – [2-е изд.]. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957-1958. – 7т.
5. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. чл.-кор. Акад. пед. наук проф. В. Я. Струминского; [Подгот. к печати В. Я. Струминский и Н.А. Сундуков]. – М.: Учпедгиз, 1953-1954. – 2т.