ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гиниятуллина Л.Э. 1, Головнева Н.А. 2
1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
2ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трудовая деятельность один из важных факторов воспитания личности. Включившись в процесс работы, ребенок меняет представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она меняется под влиянием успехов в работе, что, в свою очередь, меняет авторитет ученика в классе.

В процессе труда у младших школьников развиваются умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые типы мышления. Благодаря коллективному характеру труда ученик приобретает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Трудовое воспитание – это процесс включения детей в различные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых навыков и умений, развития творческого практического мышления, трудолюбия.

Все материальные и духовные блага создаются человеческим трудом; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Таким образом, цель школьного трудового образования направлена на воспитание психологической и практической готовности школьников к работе.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Участвуя в работе, ученики вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом и межличностными отношениями с участниками работы. Личные качества формируются на основе отношений, возникающих в работе.

Формирование отношения к дисциплине  труда углубляет экологическое, нравственное воспитание, создает условия с целью формирования эстетической культуры личности. Таким способом он содействует гармоничному развитию личности, деятельность которой характеризуется созидательной и творческой работой. Основываясь на новом отношении к средствам деятельности, у младших школьников формируется бережливое отношение к инструментам, личным вещам, школьной и общественной собственности. Данные взаимоотношения выражаются в аккуратности, дисциплинированности, внимании. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, ценность содержания которого обусловливается его целесообразностью, простотой использования, также красотой. Формирование отношения к результату деятельности имеет особую значимость для развития у младших школьников аккуратности, дисциплины, ответственности за поставленную задачу, бережного отношения к результатам человеческого труда.

Труд предоставляет возможность проверить и получить объективное отражение возможностей, имеющихся у учеников, осознать значимость процесса самообразования в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей обучающихся, формирует их сознание и самосознание, выступая одновременно важнейшим фактором формирования «Я» личности ребенка.

Организационные формы трудового обучения и образования подбирает учитель. Для того, чтобы труд стал любимым делом, ребенок должен испытывать успех и радость труда. Поэтому рекомендовано строить обучение на самом высоком и доступном уровне сложности; познавая радость заслуженного преуспевания в работе, юный человек обретает чувство собственного достоинства, гордость за свою работу.

Формы трудового воспитания:

1) средства морального и материального поощрения;

2) предоставление широких возможностей для улучшения своих способностей;

3) подготовка подрастающего поколения к работе методами семейного воспитания и в учебных заведениях;

4) использование СМИ с целью трудового воспитания.

Харламов И.Ф. предлагает новые возобновляемые формы трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности играют важную роль в воспитании потребности в труде и уважении к материальным ценностям.

Наиболее важные из них:

а) создание ученических команд для выполнения определенной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для эпизодических работ, например, для оформления здания школы к приближающемуся празднику;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, таких как традиционная подготовка и проведение в школе праздника «День труда» или «В подарок школе», когда ученики изготавливают учебники, лепят модели и обустраивают аллеи. Выставки технического творчества обучающихся - это стимулирующая трудовая традиция;

в) эффективная форма трудовой деятельности - индивидуальные трудовые задания, которые ставят перед учениками учителя.

Задачи трудового воспитания:

• формирование у учащихся позитивного отношения к работе как высшей жизненной ценности, высоким социальным мотивам трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческой работе, желание применять знания на практике;

• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, оперативности и честности;

• обучение учащихся различным рабочим навыкам и умениям, составляющим основу культуры умственного и физического труда.

Воспитание трудолюбия - одна из важнейших задач, стоящих перед школами и образовательными учреждениями. Решение этой задачи имеет большое значение. Ведь воспитание трудолюбия - это воспитание главного качества человеческой личности, создание фундамента, на котором строится жизнь общества и жизнь человека.

В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители должны помнить, что ребенок - это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в игре. Ребенку следует сказать, что он несет ответственность за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где находятся игрушки и где с ними играют. И эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, на игрушках не должно быть пыли. Вы можете рассказать ему о некоторых методах уборки, но в целом это хорошо, если он сам понимает, что для вытирания пыли нужна чистая тряпочка и так далее. С годами трудовые задачи должны становиться все более сложными и отделенными от игры.

Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная направленность, непосредственное участие школьников в общественно полезном труде – двойственные факторы гражданского становления, нравственного и интеллектуального становления личности и ее физического развития. Значение труда в нравственном воспитании личности велико. К. Д. Ушинский подчеркнул: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

Труд – главный воспитатель. Нужно помочь школьникам увидеть в этом источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к осознанному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к работе осуществляется на уроках естествознания, на внеклассных занятиях, в кружках технического творчества, при выполнении общественно полезных дел во внешкольных занятиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовое воспитание – пазвивает осознанное отношение к труду как основной жизненной необходимости, а также к таким чертам характера, которые обеспечивают успех в труде, таким как трудолюбие, старание, доброта.

Литература

1. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика. 2009. № 12. С. 3439.

2. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск: 1977. – 256 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М: 2004. – 300 с.

Просмотров работы: 670