ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Чаткина А.М. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новшества, введенные в общественно-политическое устройство государства, не могли обойти стороной школу, которая находится в стадии реформирования. Данные изменения влияют на все стороны учебно-воспитательного этапа: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии и эксперименты, пользуясь которыми школа стремиться организовать перспективу для взаимодействия учителей и родителей, учителей и детей.

Чтобы достичь данного взаимодействия нынешний наставник обязан быть внутренне свободным, ориентирован на ученика, как на высшую ценность, а также на теплые и доверительные отношения с родителями учащихся.

Подготовка взаимодействия учителя с семьей младшего школьника – актуальная и сложная задача, предполагающая обеспечение такого направления, как выработка педагогического учения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, направить его на достижение необходимых воспитательных результатов. Немаловажным является умение интегрировать все виды воздействия в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.

Одна из главных педагогических задач на сегодня – создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение. Решение этой задачи лежит на плечах школы, а именно ее активной работы всего педагогического коллектива: подготовленностью каждого учителя к работе с детьми и их семьями.

Подготовка взаимодействия учителя с семьей младшего школьника – целенаправленный процесс, координируемая деятельность, нацеленная на достижение общих совместных целей и результатов школьного воспитания.

Чтобы осуществить организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и семьи школьника, педагогу необходимо придерживаться следующих задач:

1. психолого-педагогическое просвещение родителей;

2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

3. участие родителей в управлении работы школы;

4. психолого-педагогическая помощь ребенку и его родителям на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Рассмотрим основные пути в направлении деятельности классного руководителя с родителями учащихся:

1. Исследование и анализ семей учащихся;

2. Педагогическое просвещение родителей;

3. Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества;

4. Педагогическое управление деятельностью родительского совета или комитета класса;

5. Персональная работа с родителями;

6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Вовлечение родителей в воспитательную деятельность осуществляется путем совместной организации коллективных творческих дел, привлечения родителей к руководству кружками по интересам, проведения совместных походов, поездок [Урбанская, 2003, 120].

Классный руководитель не только регулирует отношения учителей и родителей ребенка, но и оказывает помощь в воспитании детей в семье. Он применяет разнообразные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, педагогический лекторий, индивидуальные беседы, семинары практикумы, групповые консультации [Воликова, 2005, с. 163].

Формирование всех компонентов содержания образования, а также важнейшим условием осуществления образовательного процесса является взаимодействие учителя с семьей школьника.

Такое взаимодействие кроет в себе формирование у семьи школьника понимания принадлежности к образовательному процессу.

Семья и школа – два звена в одной цепи, цель которых заключается в образовании и воспитании подрастающего поколения, разработке удобных критериев для планомерного становления личности [Метенова, 2001, с. 64].

Для того, чтобы улучшить как учебно-воспитательную работу в школе, так и воспитание школьника в семье, необходимы совместные усилия педагогов и родителей. Ведь семья и школа для ребенка являются институтами первичной социализации, помощниками в таком сложном процессе, как процесс становления личности.

Воспитание ребенка в школе наряду с его воспитанием в семье – неразделимый процесс. Очень важна роль учителя начальных классов в данном процессе, так как уже с первого года обучения детей в школе необходимо назначить родителей соучастниками целостного педагогического процесса.

Практика работы учителей показывает, что эффективно установление определенных правил культуры общения (кодекса взаимоотношений) с родителями, которые принимаются добровольно, с согласия обеих сторон, включают как нормы поведения родителей в отношении школы и педагогов, так и нормы общения и обязанности учителя. Правила направлены на совместное решение задач воспитания, создание условий для равноправного сотрудничества, предупреждение конфликтов.

Если говорить о сотрудничестве с родителями, то нельзя не отметить значимость родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это важная, сплоченная группа, в нее входят несколько родителей из класса. Данная группа является общим связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами родительского комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены данного комитета не только принимают активное участие в организации и проведении экскурсий и мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.

Ключевое в работе родительского комитета – желание и умение заинтересовать по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе ту важную атмосферу и свой микроклимат, в котором их дети с удовольствием будут учиться, а также дружно и сплоченно взаимодействовать друг с другом.

В начальной школе родители и атмосфера в семье в целом являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым педагогам могут понадобиться специальная подготовка и согласие родителей школьников в их стремлении помочь собственным детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Литература

Воликова Т.В. Учитель и семья. – М.: Вокруг света, 2005. – 187 с.

Метенова А.В. Работа с родителями на современном этапе развития образования // Начальная школа. – 2001. – № 8. – С. 57–69.

Метенова Н.М. Искусство хвалить (родительское собрание) // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 66–73.

Сотникова Г.И. Делимся опытом с родителями // Начальная школа – 2003. – №5. – С. 66–72.

Степанов Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения // Классный руководитель. – 2006. – №7. – С. 6–13.

Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение, 2003. – 148 с.

Просмотров работы: 13