ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Юдина М.М. 1, Головнева Н.А. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблему гендерного воспитания затрагивает сегодня большое количество учёных и выдающихся деятелей в области педагогики. Нынешние приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в установлении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в рассмотрении потенциала партнёрских взаимоотношений между полами, воспитании человеческого в женщине и мужчине, честности, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости. Задачам и способам половой социализации будущих взрослых людей ещё с юношеского возраста, формирования нравственных отношений между мальчиками и девочками посвящены исследования и работы В.А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, Ш. Берна, В.И. Вдовюк, Л.В. Климиной, А.В. Мудрика, И. П. Подласого, Т.А. Репиной, С.Л. Рыковой и прочих выдающихся деятелей.

Изначально целью гендерного воспитания школы является становление целостной личности мальчиков и девочек, объективно оценивающих происходящее и способных поступать, исходя из личных убеждений и учитывая сложившиеся нормы. Половое воспитание младших школьников можно охарактеризовать двумя основными особенностями: элементами социализации, то есть пошаговым усвоением мальчиками и девочками их ролей в семье, поэтапным половым просвещением на примерах окружающего их мира и взаимоотношений близких людей. [Подласый, 2008, с. 8].

Концепция полового воспитания младших школьников строится из следующих пунктов:

1) обеспечение необходимых воспитательных условий для естественного развития разносторонней и индивидуальной личности мальчиков и девочек;

2) создание целенаправленной педагогической деятельности по гендерному воспитанию школьников;

3) обеспечение поэтапности и взаимозависимости процесса половой социализации (индивидуальная помощь ребенку в самостоятельном становлении его гендерного поведения). [Бужигеева, 2002, с. 29].

Процессом гендерной идентификации занимается дифференцированное воспитание. Кажется, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать им быть похожими друг на друга, ни в чем не уступать, не соревноваться, но дифференцированное воспитание не подразумевает раздельное. Только общаясь со сверстниками, дети могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга. Именно поэтому в данном случае воспитание является взаимодополняемым по отношению к детям разного пола.

Механизмом гендерного воспитания являются личностно-ориентированные технологии: средства, методы, формы. К основным методам в гендерном подходе к воспитанию младших школьников относятся:

– методы организации деятельности и опыта поведения (поручения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций, коллективная творческая деятельность и др.);

– методы формирования сознания (объяснение, повествование, анализ воспитывающих ситуаций, произведений литературы, искусства, кинофильмов и др.; метод примера, исследование случая, рассказ и др.) [Мудрик, 2003, с. 17].

Рассуждая о способах полового воспитания, педагогу необходимо знать особенности развития мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте, составлять их психологический портрет и исследовать необходимые черты поведения в коллективе. Девочка больше расположена к попечительской деятельности, то есть к уходу за другими, опеке, заботе, поучению, наставлению и так далее. Мальчики же не склонны к подобным проявлениям в поведении.

Кроме психологических особенностей детей следует не забывать и о их физиологических отличиях, уровне и скорости развития физических возможностей. В процессе игры мальчики опираются на дальнее зрение, предпочетают активность, догонялки, прыжки и так далее. Девочки, напротив, проявляют меньшую склонность к подобному. Им больше нравятся ограниченность пространства во время отдыха и веселья. Именно поэтому физические занятия у детей разного пола тоже должны отличаться, а педагог обязан это понимать и поощрять. Поисковая деятельность школьников также различна. Мальчикам интересно строение предметов мебели, игрушек, ручек и прочее, девочки же скорее выбросят сломанную вещь и возьмутся за что-то новое, однако к вариантам решения проблем в этом виде деятельности их приходится направлять учителям или родителям, поэтому им необходимо учиться самостоятельности. [Войтюк, 2001, с. 36].

В процессе воспитания школьников, следует использовать различные методы: игровые, проектные, исследовательские, проблемные. Первая группа состоит из игровых занятий, в которых все игрушки, используемые мальчиками, это предмет экспериментирования. Девочкам лучше давать для игры воду и песок, чтобы находить различные варианты их совместной деятельности. Они также требуют наглядности в процессе решения задач.

Учёные, в результате исследований, рекомендуют педагогам проводить опросы в классах с участием психолога. Это помогает выявлять проблемы в коллективе, которые связаны с гендерными особенностями детей. Школьные проекты должны быть также дифференцированы. [Репина, 2004, с. 165].

Разберёмся с тем, что именно должно развивать гендерное воспитание у мальчиков и девочек.

В первую очередь, мальчикам необходимо развивать мелкую моторику с помощью различных игр и задач. Эти же задачи стоит хорошо и тщательно пояснять перед решением (не меньше минуты). Чувства и эмоции мальчиков не должны «блокироваться» на фоне эмоций девочек. Их также следует выслушивать и давать советы. Замечания стоит выражать чётко и кратко, так как они ещё не умеют долго сдерживать внутреннее напряжение.

Девочек следует обучать крупной моторике, используя для этого игры и интересные для них головоломки. Хоть многие и считают, что похвала не побуждает их, а наоборот даёт слабину, всё же не стоит равнодушно относиться к их достижением и открытиям. Оценка их действий должна нести красочный описательный характер, а не простое изложение фактов. Делая девочке замечание, стоит снизить эмоциональность и спокойно разобрать ошибки [Климина, 2012, с. 74].

Таким образом, суть гендерного воспитания кроется не в том, чтобы обучать и воспитывать будущее поколение взрослых раздельно, а в том, чтобы с учётом их половых особенностей, достичь наиболее качественного результата образовательного процесса и научить детей уважительно относиться друг к другу вне зависимости от их возраста и пола.

Литература

1. Бурова Л.И., Капустина Е.Ю. Особенности социальнопедагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 162–168.

2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, – 2002. – 48с.

3. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. – 2002. – №8. – С.28.

4. Вдовюк В.И., Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 110–117.

5. Войтюк А.К вопросу о гендерных различиях // Персонал. – 2001. – №3. – С. 35–38.

6. Воронцов Д.В. Что такое гендер // Практикум по гендерной психологии. – 2003. – № 9. – С. 48–53.

7. Горбачевская Н. Л, Якупова Л. П., Давыдова Е. О., Назаренко А. Е. Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6–12 лет // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. – 1997. – С. 25.

8. Климина Л.В. Если вы растите сына. – СПб: ИЦ «Детство-Пресс», 2012. – 87 с.

9. Климина Л.В. Если вы растите дочь. – СПб: ИЦ «Детство-Пресс», 2012. – 87 с.

10. Лавришина А.И., Лапыко Т.П. Гендерные особенности воспитания и обучения младших школьников // Студенческий. – 2018. – № 3. – С. 1–4.

11. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. – 2003. – №5. – С. 15–19.

12. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ИЦ «ВЛАДОС», 2008. – 464 с.

11. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 300 с.

Просмотров работы: 620