ТИПЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

Симакова А.А. 1, Головнева Е.В. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность и в семье происходит первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи – сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. [2, c.125].

Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А.К. Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи.

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи

увеличение число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

отсутствие или недостаток эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в семье.

алкоголизм и наркомания родителей и их жестокое обращение с детьми.

Это свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, что естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Основная ответственность за формирование благополучной семьи возлагается на плечи социальных работников, и в первую очередь, воспитателей, учителей и социальных педагогов.

Неблагополучные семьи – это семьи с низким социальным статусом, в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [9, с.186].

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно разделяют на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных.

Причиной появления неблагополучных семей становятся и кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал. Также причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде являются причинами образования неблагополучных семей. Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.

Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия, как для ребенка, так и для семьи в целом.

Непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития детей, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние семьи.

Избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством.

Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль над действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию [10, c.250].

А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Такие просчеты в воспитании чаще встречаются в семьях социального риска.

С каждым годом возрастает число семей алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также семьи, находящиеся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях такого типа степень невнимания к ребенку значительно возрастает. Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Причиной возникновения неблагополучных семей очень часто становятся конфликтные ситуации, трудности, с которыми сталкивается семья. Чаще всего это связано со смертью одного из членов социального статуса, болезнью близкого человека и т.п. На благополучие семьи влияют длительные хронические раздражители. К таким трудностям относятся, например, физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам, последствиями которых могут быть развод, длительная разлука супругов, появление внебрачного ребёнка, которые создают угрозу функционированию семьи.

Таким образом, безусловно, появление и рост семейного неблагополучия связано, прежде всего, с социальными и экономическими причинами, а также с психологической обстановкой в семье, с неразрешимыми проблемами родителей и детей, что заставляет множество семей становится дисфункциональными из-за невозможности помощи семье.

Методы воспитания – это совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. При организации и выборе метода воспитательной работы педагогу следует помнить, что кроме него на семью влияют: природа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе [8, c.58].

Методы работы могут быть групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта педагога. Педагог в неблагополучных семьях выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Методы работы социального воспитания разнообразны. Выделяют следующие группы методов: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические.

социально-экономические – предполагают разностороннюю работу с нуждающимися семьями, в том числе и материальную помощь семье и т.д.

организационные методы – направлены на организацию помощи личности, семье.

к психолого-педагогическим методам относят такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа.

Самым распространенным методом в работе педагога с неблагополучной семьей является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь семьи, выяснить все трудности их жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе семью, а также заинтересовать в беседе.

Собрать материал, характеризующий семью можно методом анкетирования.

В практике педагога используется активно метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.

При налаживании бытовых условий жизни, отношений между членами семьи используется метод поддержки личности.

Для выявления причин конфликтных ситуаций в семье педагог использует метод преодоления конфликта. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Использование народной педагогики. В настоящее время активно используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков: воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, общественным мнением.

Методы перевоспитания – предупреждение и преодоление отклонений в поведении. Перевоспитание ставит цель – сформировать семью, которая бы отвечала требованиям общественной морали.

Метод самовоспитания – процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности [8, c.60].

Метод социометрии – предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи.

Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации.

Метод генерации настроений – диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи.

Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные методы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.

Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Еще один метод работы педагога с неблагополучной семьей – социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений [6, c.76].

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер, так и полученных в ходе специально организованного исследованиях.

Итак, существует множество разнообразных методов работы педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены выбору самого педагога. Педагог, изучив проблему семьи, ее психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.

Основные усилия педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Работа с родителями строится с использованием приемов семейного консультирования, которая представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками.

Таким образом, можно сделать вывод, что когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная, в деятельности педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. Для этого используются разнообразные методы социально-педагогической поддержки детства, которые соответствуют типу семейного неблагополучия и каждой конкретной ситуации. Действия педагога должны быть направлены на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранении воспитательного ресурса.

Литература

1. Брагина О.В. Ребенок – зеркало семьи // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 68-73.

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с.

3. Зверева О.В. Актуальные проблемы семейного воспитания: учебно-метод. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320с.

4. Капралова М.Н. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 2006. – 275 с.

5. Касаткина Н.Э. Педагогика: курс лекций. – Кемерово: Издательство «Кемеровской государственный университет», 2015. – 216 с.

6. Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся // Начальная школа. – 2017. – № 2. – С. 76–77.

7. Криволапин Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. В помощь классному руководителю. – М.: «Академия», 2007. – 176 с.

8. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006. – 506с.

9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

10.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 500 с.

Просмотров работы: 122