Экологическое воспитание – это систематичный, упорядоченный, специальный, целенаправленный, организованный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, убеждений, взглядов, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности [Виноградова, 2012, c. 36].
Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и окружающей среде, которое основывается на экологической воспитанности.
Эмоциональность и чувствительность детей младшего школьного возраста создают условия для возникновения интереса к самому себе, к своему здоровью, к людям, к состоянию социальной и природной среды, что является обязательным условием экологической воспитанности на этом возрастном этапе.
Постоянный контакт с природой формирует у ребенка усвоение слов, понятий, предложений и выработки связной речи. Природа возбуждает у детей воображение, учит логически мыслить на основе сопоставления имеющихся в окружающем мире предметов и явлений, познания их причин и последствий, вреда и пользы, времени и пространства. Земля, вода, небо, солнце, воздух, жизнь растительного и животного мира призывают к наблюдениям, лелеют творческую изобретательность, активность, любознательность, эмоциональное наслаждение и трудовую силу, морально облагораживают каждого человека [Молодцова, 2012, c. 69].
Гуманитарные предметы помогают формировать серьёзное отношение детей к природе. Элементы экологической культуры можно применять на любом этапе урока русского языка, например, при проведении словарной работы.
Большие возможности для реализации экологической воспитанности имеют уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебную программу. Данные произведения дают возможность сформировать знания об основаниях её охраны, об объектах природы.
Близкая связь на уроках изобразительного искусства, уроках музыки и окружающего мира создает эмоциональное расположение, которое способствует ярче и полнее воспринимать окружающую флору и фауну.
Эмоциональный отклик вносят уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На них учащиеся не только учатся наблюдать красоту природы, но и изображать ее. Притом не просто изображать море, горы, леса, равнины, но и делать акцент на их особенностях и их характере. На уроках трудового обучения и дома дети могут, например, изготавливать кормушки для птиц из различных материалов, собирать корм для них, сажать деревья, кустарники, цветы.
Важно, чтобы дети учились сопереживать, чтобы у них закрепилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем необходимо заботиться.
Также важную роль в экологическом воспитании играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. На экскурсиях в природу, во время наблюдений за растениями и животными, перед детьми открывается красота родной природы, ее оригинальность и неповторимость.
Игра как метод экологического воспитания оказывается не только способом развлечения, но и методом, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром. Н. С. Лукин в своих работах, анализирующих выражение в играх младших школьников явлений окружающей действительности, сделал вывод, о том, что для данного возраста характерна тесная связь игры с реальной жизнью. Соревновательные экологические игры – это вид экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в получении и представлении экологических знаний, умений и навыков. Соперничество всегда было надежной мотивационной базой человеческой деятельности. Неудивительно, что разнообразные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью как у учителей, так и у детей. К таким играм можно отнести: конкурс проектов, конкурс кроссвордов, конкурс-аукцион, викторины [Богданец, Смирнова, 2009, c. 25-26].
Начинать заниматься экологическим воспитанием стоит с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям необходимо заложить основу экологической культуры и развить у детей ответственное отношение к природе.
Л.В. Акимова описывает методику формирования у школьников еще одного умения из экологической группы – эколого-ориентированного прогностического умения, которое носит сложный комплексный характер, так как формируется на основе межпредметных связей. Эколого-прогностическое умение формируют при рассмотрении глобальных проблем человечества. Изучение каждой проблемы подчинено общей логической схеме: причины возникновения проблемы – прогнозируемые последствия – оценка последствий – возможные пути решения проблемы негативных последствий [Акимова, 2006, с. 36].
Главным аргументом по структуре и содержанию является экологическое умение охранять природу. Так, Л.П. Салеева отмечает, что младший школьник в силу своих возрастных возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт творчески работающих учителей показывает, что содержание и объем практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды может быть значительно шире. Это уборка квартиры, школьного класса; забота о младших братьях и сестрах, престарелых родственниках; практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка территории от мусора); уход за домашними животными; и много других важных дел. Важно учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать [Салеева, 1993, с.4].
Экологические навыки и умения формируются главным образом в процессе практических занятий на пришкольном участке.
Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги. Внеучебная воспитательная работа, проводимая в кружке, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах; программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени; кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Этические беседы как форма деятельности по экологическому воспитанию, которая позволяет обоснованно и мотивированно подвести обучающихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Во время этической беседы дети учатся находить многочисленные связи в природе: между животными - хищниками и жертвами, растениями и животными, природными условиями среды и её обитателями, состоянием природного окружения и деятельностью человека.
Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, П. Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.
Наблюдение – это сложный познавательный процесс восприятия, в котором отражается единство чувственного и рационального процесса. В процессе наблюдения у детей образуются конкретные знания по конкретной теме, развивается мышление, речь, проявляется интерес и любовь к природе [Бобылева, Бобылева, 2003, с. 64].
Проблема экологической культуры существовала, и будет существовать на протяжении всего развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Для успешного процесса экологического воспитания обучающихся начальной школы, используются разные методики. Многообразие их позволяет сделать процесс экологического воспитания более насыщенным, разноплановым и разносторонним, что качественно отражается на уровне экологической воспитанности.
Таким образом, результатом экологического воспитания считается, экологическая воспитанность личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разной деятельности (в играх, труде, быту), развивая положительное отношение ребенка к природе.
Литература
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы // Начальная школа. – 2012. – №4. – С. 36–40.
Молодцова З.В. Экология в начальных классах // Начальная школа. – 2012. – №4. – С. 69–70.
Богданец Т.П., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников // Начальная школа. – 2009. – №5. – С. 25–27.
Акимова Л.В. Методика формирования эколого-ориентированного прогностического умения у школьников // География в школе. – 2006. – № 1. – С. 36–38.
Салеева Л.П. О содержании экологического образования в начальной школе // Начальная школа. – 1993. – № 9. – С. 4–6.
Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64–75.