ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фаюршина А.В. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы о нравственном воспитании затрагивали общество с древних времен. Эта проблема актуальна и по сей день, так как человек проживает и развивается в обществе, которое не всегда позитивно может воздействовать на развитие его личности.

Не без причины вкладывали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения такие выдающиеся педагоги и мыслители как Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой , К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Н.Э. Касаткина, А.С. Макаренко, Н.И. Монахов, Е.Л. Руднева, В.А. Сухомлинский и другие.

Нравственное воспитание направлено на формирование стремления воспитанника к отношениям, соответствующим нравственным идеалам, и создание опыта отношений, определяемых этическими требованиями общества или представленных в Библии и Коране [1, с. 45].

В нравственном воспитании реализуются многие задачи. Одними из них являются формирование нравственных понятий, убеждений, формирование нравственных оценок, чувств, правильного поведения, развитие нравственных личностных качеств, таких как внимательное и заботливое отношение к людям.

Нравственное воспитание является сложным и длительным процессом. Он реализуется в разнообразных формах и методах, воспитательных средств и приемах.

Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения [4, с. 18].

Когда педагог выбирает методы нравственного воспитания, то руководствуется целями воспитания и его содержанием, также необходимо учитывать возраст учащихся и их жизненный опыт.

Традиционные методы нравственного воспитания направлены на привитие младшим школьникам правил и норм общественной жизни. Одним из важных признаков развития нравственных личностных качеств является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе воспитания и обучения.

С.М. Ривес изучил методы нравственного воспитания как единые, применяемые как в процессе обучения, так и за пределами уроков. Он предложил методы нравственного воспитания: метод упражнений, убеждение, поощрение, организация детского коллектива и наказание.

Один из знаменитых педагогов, Н.И. Монахов, указал на необходимость выделить три основных метода нравственного воспитания: метод приучения, используемый, главным образом, в целях влияния на волю воспитанника; метод разъяснения, применяемый преимущественно как способ влияния на сознание учащегося; метод стимулирования, оказывающий влияние, прежде всего, на чувства школьника.

К настоящему времени в начальной школе активно используются следующие методы нравственного воспитания: рассказ учителя, этическая беседа, разъяснение, общественно-полезный труд, метод примера.

Отличным помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа. Им отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников.

Этическая беседа – диалоговая форма разъяснения младшим школьникам этических норм, понятий, правил поведения; способ обсуждения педагогом и учащимися какой-либо нравственной темы [3, с.46].

Благодаря ей ученики обретают нравственный запас знаний, формируются у них понятия и суждения об этике, происходит воспитание интереса к темам нравственности, желание к оценивающей нравственной деятельности. Предназначение этической беседы заключается в помощи каждому ребенку понять собственный нравственный опыт поведения, а также разобраться в сложных моральных вопросах, выработать у учащихся нравственную позицию, сформировать умение вырабатывать взгляды нравственности. Ученики должны овладеть определенным набором нравственных представлений, дающие возможность оценить поступки и обосновать свои суждения.

Итак, главными задачами этической беседы являются:

– формирование обобщённых представлений нравственности на основе анализа конкретных поступков и фактов;

– развитие осознанного отношения к поступкам людей и способности оценивать поступки;

– формирование осознанного отношения к правилам поведения;

– пробуждение детей к нравственным поступкам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей [5, с. 417].

Эффективность бесед на этическую тему зависит от соблюдения ряда важных требований:

1. Немаловажно, чтобы она имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать находить самим младшим школьникам на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы она превращалась в лекцию: учитель говорит – ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно раскрыть и сравнить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.

6. Грамотная ее реализация состоит в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

В своем учебном пособии Н.Э. Касаткина и Е.Л. Руднева предлагают методические рекомендации по организации этических бесед в начальной школе.

Обязательное условие беседы – диалогический характер. Учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся самостоятельно анализировали предложенный материал, делали выводы, сводящиеся к оценке поведения, сопоставляли его со своим поведением, оценивали его, делали выводы о том, как нужно вести себя. Чем меньше в таких случаях говорит учитель, тем успешнее беседа проходит.

Непременным условием успешной реализации беседы является заключение учителя в конце беседы, в котором он четко формулирует нравственное правило и мотивирует его.

Заключение нужно и тогда, когда в высказываниях детей не сталкиваются противоречивые взгляды и дети сами правильно выражают содержание правила. Оно необходимо потому, что нужно привести в систему высказывания детей, подчеркнуть наиболее существенные стороны, моменты, дать четкое определение нравственным нормам.

Н.Э. Касаткина акцентирует основное требование этической беседы – гарантировать активность детей в ходе беседы. При проведении этической беседы по прочитанному материалу важно задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства, принуждать их прибегать к фактам, примерам, событиям окружающей нас жизни [2, с. 106].

Благодаря систематическому проведению этических бесед в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки. Этические беседы дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать однозначный вывод, что этическая беседа является эффективным методом нравственного воспитания, который способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочно нравственной деятельности.

Литература

Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М.: Издательство «Высшая школа», 2006. – 256 с.

Касаткина Н.Э. Педагогика: курс лекций. – Кемерово: Издательство «Кемеровской государственный университет», 2015. – 216 с.

Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – №11. – С. 45–49.

Ромахова И.В. Характеристика методов нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО // Ступень в педагогическую науку. – 2016. – №10. – С. 18-21.

Ушакова П.И. Воспитание. – М.: Издательство «Атлас», 2001. – 586 с.

Просмотров работы: 653