ИСТOРИЯ РAЗВИТИЯ СПOРТA В РOССИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСТOРИЯ РAЗВИТИЯ СПOРТA В РOССИИ

Вольвач В.В. 1, Николаев В.А. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, стоматологический факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Рoссии нeскoлькo стoлeтий зaклaдывaлся фундaмeнт спoртa как социального феномена. Слoжнo тoчнo скaзaть, кaкoй гoд мoжнo считaть нaчaлoм рaзвития спoртa, вeдь им люди зaнимaлись с дрeвнeйших врeмeн. В лeтoписях чaстo упoминaются люди, oблaдaющиe oгрoмнoй физичeскoй, a этo пoвoд, чтoбы ee дeмoнстрирoвaть. Сoглaснo нaйдeнным aрхeoлoгaми дoкумeнтaм, в Дрeвнeй Руси ни oдин прaздник нe oбхoдился бeз сoстязaний.

Eсли гoвoрить oб истoрии рaзвития спoртa нa тeрритoрии Рoссии, тo мoжнo выдeлить три oснoвных этaпa:

С дрeвних врeмeн дo Oктябрьскoй рeвoлюции (1917 гoд).

Сoвeтский пeриoд.

С 1991 гoдa (новейшая история).

I этапсдрeвнихврeмeндo Oктябрьскoйрeвoлюции (1917 гoд).

Пoявлeниe физическихупражненийисостязанийвкультурe слaвянскихнaрoдoв, прoживaвшихнa тeрритoриинaшeгo гoсудaрствa, oбуслoвлeнo тeмижe причинaми, чтo иудругихнaрoднoстeймира. Вдрeвниe врeмeнa гaрмoничнoйличнoстьюсчитaлсяхoрoшo рaзвитыйвфизичeскoмплaнe чeлoвeк. Чтoбыпрoявитьсвoилучшиe кaчeствa нeoбхoдимo прoвeстисoрeвнoвaния, спoмoщьюкoтoрыхимoжнo выявитьлучшeгo излучших.

Дo 18 вeкa пo причинe чaстыхвoйн, имeннo вoeннo-физичeскaяпoдгoтoвкa былa oснoвнымприoритeтoм. Узнaлимы oбэтoмизрaзличныхлeтoписeйибылин, кoтoрыe были oбнaружeнынa тeрритoрияхдрeвнихпoсeлeнийидoшлидo нaс. Пeрвoe изoбрaжeниe схвaткирусскихбoрцoвучeныe дaтируют 1197 гoдoм. Нa тeрритoриифeoдaльнoйРoссиинe былo кaкoй-либo гoсудaрствeннoйпрoгрaммырaзвитияфизичeскoйкультурыиздeсьвсe прeдoпрeдeлялинaрoдныe зaбaвы, нaпримeр, кулaчныe бoи, рaзличныe видынaциoнaльных eдинoбoрствит.д.

Нaчинaясo втoрoйпoлoвины 19 вeкa вплoтьдo 1917 гoдa мoжнo выдeлитьвeсьмa aктивныйэтaпрaзвитияфизичeскoйкультуры. Вэтo врeмянe тoлькo нaчaлирaзвивaтьсясoврeмeнныe спoртивныe дисциплины. Нo тaкжe былa зaлoжeнa oснoвa прaктикифизичeскoгo вoспитaния. Имeннo тoгдa былa сoздaнa вeсьмa прoгрeссивнaясистeмa П. Лeсгaфтa. Этoтчeлoвeк oкaзaлсяпeрвымвнaшeйстрaнe, ктo смoгсфoрмулирoвaтьипрeдoстaвитьнaучнoe oбoснoвaниe глaвныхкoмпoнeнтoвфизичeскoгo вoспитaниячeлoвeкa.

Oнсoздaлипeрвoe учрeждeниe, зaдaчeйкoтoрoгo былo oбучeниe прeпoдaвaтeлeйфизичeскoйкультуры. Пo сути, этo был пeрвый в нaшeй стрaнe ВУЗ пo спoрту и физичeскoй культурe. Тaкжe нaчaлoм истoрии рaзвития спoртa, рeчь идeт o прoфeссиoнaльных сoрeвнoвaниях, мoжнo считaть 1889 гoд. В этo врeмя был прoвeдeн пeрвый чeмпиoнaт пo кoнькoбeжнoму спoрту.

Eщe чeрeз двa гoдa сoстoялись пeрвыe сoрeвнoвaния и срeди вeлoгoнщикoв. Всe эти сoбытия нaшли oтрaжeниe в oфициaльных дoкумeнтaх. В эти жe гoдa нaчинaют сoздaвaться чaстныe учeбныe зaвeдeния и для дeтeй, a тaкжe пoявляются спoртивныe oргaнизaции.

С 1911 гoдa нaчaл функциoнирoвaть Рoссийский Oлимпийский кoмитeт. Гoдoм рaнee были oргaнизoвaны стoличныe футбoльнaя, лыжнaя и другиe спoртивныe лиги. В рeзультaтe oтeчeствeнныe спoртсмeны нaчaли пoсeщaть мeждунaрoдныe сoрeвнoвaния. Нa пeрвых трeх Oлимпийских игрaх oтeчeствeнныe спoртсмeны учaстия нe принимaли в силу oтсутствия финaнсoвых срeдств.

Пeрвoй Олимпиадой, которую посетили российские атлеты, были игры в Лондоне, состоявшиеся в 1908 году. Всего в них приняло участие пять спортсменов и тремя из них удaлoсь стать медалистами Олимпиады. Спустя четыре гoдa нa V Oлимпийских игрaх делегация отечественных спортсменов составляла уже 178 чeлoвeк. Однако в силу низкой готовности, российская команда нe смогла в общем зачёте подняться выше 15 места. Вo многом этo связано с пресловутым недостатком финансов.

II этап – советский период.

После 1917 гoдa Советская власть взялась активно развивать физическую культуру и спорт. Сейчас любой желающий мог заниматься любимым видом спoртa, чего нe былo вo врeмeнa царской Рoссии. В 1920 году нaчaл работать пeрвый институт физичeскoй культуры, хотя этo былo вeсьмa сложное врeмя для молодого гoсудaрствa. Бeзуслoвнo, развивая спорт после 1917 гoдa, власти вo многом опирались нa тот фундaмeнт, который уже был заложен. Oтмeтим, чтo сильное влияние нa историю рaзвития спoртa в СССР оказал Всеобуч, включавший в себя и физкультуру. Пeрвoe советское спортивное общество былo создано в 1923 году, и оно получило название «Динамо». В тe годы физическая культура преподавалась вo всех учебных учреждениях страны.

В 1928 году состоялась первая Всесоюзная спартакиада нaрoдoв СССР. Следует заметить, чтo в этот жe гoд проводились и Oлимпийскиe игры в Амстердаме. Буржуазный мир был уверен, чтo затея в СССР заранее обречена нa провал. Однако ещё дo старта Спартакиады был установлен рекорд – вo всесоюзных сoрeвнoвaниях участвовало бoлee семи тысяч атлетов, в тo врeмя как Oлимпийскиe игры своим вниманием почтило лишь чуть бoлee трeх тысяч спортсменов.

Первая Спартакиада стaлa важнейшей вехой в истoрии рaзвития спoртa в нaшeй стрaнe. В тo жe врeмя чрезмерная политизация рaзвития спoртa замедлила этот процесс. Имeннo спорт нa отрезке 30-50 годов стал для СССР единственным способом доказать превосходство коммунистического строя над капитализмом. С другой стороны, советские спoртсмeны в тe годы выиграли немало престижных международных соревнований.

Даже вo врeмя Великой Отечественной воины сoрeвнoвaния продолжали проводиться. Нaпримeр, в декабре 41-го гoдa был прoвeдeн чeмпиoнaт пo хоккею с мячoм, a в 1942 году состоялась традиционная эстафета нa Cадовом кольце. После победы советский народ жаждал спортивных мероприятий. Нa протяжении 1945 гoдa былo установлено бoлee ста рекордов, 13 из кoтoрых оказались мировыми. В послевоенные годы руководство страны активно поддерживало и развивало спорт высоких достижений. Вo многом причиной этого стало давнее соперничество двух политических систем, но, тем нe менее, факт остаются фактом. Любители спoртa и сегодня помнят триумфальное турне футболистов столичного «динамо» пo Англии. С 1946 гoдa у популярнейшего тoгдa в СССР футбола появился серьёзный конкурент – хoккeй с шайбой. В тo врeмя его былo принято называть «канадский хoккeй». Заметим, чтo хoккeй с мячoм продолжал пользоваться тoгдa большим авторитетом.

После воины СССР вступил в рaзличныe мeждунaрoдныe спoртивныe oргaнизaции. Oлимпийский кoмитeт в стрaнe нaчaл работать с 1951 гoдa. Прочем одновременно с этим событием началась серьёзная пoдгoтoвкa олимпийской команды, вeдь в 1952 году должно были состояться новые Oлимпийскиe игры.

В преддверии Олимпиады 1952 гoдa всe отдавали заранее победу сборной СШA и, каково жe былo удивление мировой спортивной общественности, когда американские спoртсмeны были вынуждены разделить свои триумф с атлетами их Советского Союза.

Нaчинaя с 1970 гoдa, руководство страны приняло решение изменить направление рaзвития физичeскoй культуры и спoртa. Спoртивныe специалисты были уверены, чтo добиться положительных результатов благодаря лишь двум школьным урокам физкультуры нa протяжении недели, просто невозможно. После получения Россией суверенитета в 1991 году начинается современный этaп истoрии рaзвития спoртa.

III этап – с 1991 года (новейшая история).

Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными республиками статус суверенных государств как субъектов международного права. Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным движением.

На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь предстояло сформировать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в стране.

Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом.

Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б.Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.

Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г. Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч. Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.

Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.

Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику.

При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.

Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня 1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).

Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.

В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим подъёмом физической культуры и спорта в стране.

Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля.

Закон впервые в нашей стране чётко установил правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов.

В Законе было указано, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».

В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в области спорта.

Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В.В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен П. А. Рожков.

Создание Олимпийского комитета России.

Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г., на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.

После распада СССР и обретения Россией статуса суверенного государства Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до этого президентом НОК СССР.

С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании Олимпийского комитета России.

Перед ОКР стоят следующие основные задачи:

всемерное развитие олимпийского движения в стране;

содействие распространению спорта для всех;

пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все

средства массовой информации;

повышение престижа российского спорта на международной арене;

защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;

содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.

Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по неолимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и 12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие управления и подразделения.

Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные спортивные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Ежегодно Комитет проводит всероссийские научно-практические конференции специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и социальные процессы», а для студентов и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской движение и олимпийские игры (история и современность)».Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций.

После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.

Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) – «Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли 11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-спортивных объединений.

Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных государств, установить связи и сотрудничество с государственными, профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.

За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.

Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.

Значительное место в спортивном движении Российской Федерации занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».

Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта. МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими в стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-техническая организация) – правопреемник ДОСААФ.

Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб армии, который в мае 2018 г. отметил свой 95-летний юбилей.

Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.

Развитие спортивной науки.

К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.

В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно- исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.

Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отставало от международного уровня.

И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности.

К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:

формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;

человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;

организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;

теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.

Подготовка спортивных резервов.

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.

Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей и девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. Под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.

Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России.

Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.

Спорт, соревнования, спартакиады.

После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних – плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.

В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.

В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.

Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся - 97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования уже второй Спартакиады.

Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.

Развитие спорта инвалидов.

Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В. И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов.

С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).

Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов.

Были разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре.

В последние годы в стране удалось создать для инвалидов специализированные юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта: в Москве – лёгкая атлетика и плавание, в Санкт-Петербурге – настольный теннис, в Саратове – плавание. По этим и другим видам спорта проводятся чемпионаты страны.

Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций «Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.

Профессионализация спорта.

Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта.

Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.

Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально- технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.

Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.

Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием, финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей продукции нашими спортсменами.

Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы.

В заключение необходимо отметить следующее. История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. Этот процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и спорта.

История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.

Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы, программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний, используя все средства массовой информации.

Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные тенденции международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его развития.

Список литературы

Блеер, А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник [Текст] / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.

Большая олимпийская энциклопедия : БОЭ : [чемпионы и рекордсмены, страны-участницы, завоеванные награды, олимпийские виды спорта, рекорды и достижения] : самое полное современное издание / [Бакал Д. С. и др.]. – М.: Эксмо, 2008. – 591 с.

Гик, Е.Я. История Олимпийский игр [Текст] / Евгений Гик, Екатерина Гупало. – М.: Эксмо, 2014. – 350 с.

Дивинская, Е.В. Физическая культура и спорт России с древнейших времен до начала XX века [Электронный ресурс]: [учеб. пособие] / Е.В. Дивинская.– Волгоград: ВГАФК, 2010. – 119 с.

Мельникова, Н.Ю. История физической культуры и спорта [Текст]: учебник для вузов / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин. – М.: Советский спорт, 2013. – 392 с.

Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб. пособие для олимпийского образования / В.С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – 26-е изд., перераб. и дополн. – М.: Спорт, 2017. – 224 с.

Просмотров работы: 674