СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Головнева Н.А. 1, Фирсова Е.С. 1
1СФБашГУ, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система дополнительного образования –  вид образования, который сориентирован на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей людей  в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Система дополнитeльного образования в России как форма внешкольной работы складывалась в отечественной педагогике и имелась уже в конце XIX века в виде: кружков, клубов, мастeрских, днeвных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д.

Первый этап проявился в возникновении внешкольного образования в годы с 1905 по 1917. Из самых первых форм внешкольного образования известен литературный кружок П. Сумарокова. К началу ХХ века организационное развитие внешкольных форм работы связано с именами С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова, П. Ф. Лесгафта, К. Н. Вентцеля.

Второй этап заключается в становление внешкольного воспитания с 1918 по 1939 года. В этот тяжелый период С. Т. Шацкий открыл первую опытную станцию по народному образованию. В основу концепции Шацкого легла идея «открытой» школы. С 1930-х годов внешкольная работа стала обосабливаться как часть общего уже на тот период процесса коммунистического воспитания. Далее возникали новые внешкольные государственные детские учреждения и создавались первые научно-методические центры. Но важно отметить, что в этот период главным теоретиком во внешкольном образовании стал Е.Н. Медынский. Он провел  работу по анализу и обобщению практики, определил сущность и цели внешкольного образования, характеризуя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека.

Третий этап развития относится ко времени 1940 по 1960 г.г. Уже в 1940-х годах формировалось развитие учреждений внешкольного детского характера. Основными функциями детских внешкольных учреждений на этот период являлись воспитательные функции, профессиональные и гражданские,  а также коммуникативные функции, функции формирования духовного образа жизни, методические и общественные (социальные) функции. Но впоследствии в 1970-ых годах происходит укрепление ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной работы с детским населением. В этот же период создаются пионерские лагеря и детские здравницы как оздоровительно-воспитательные внешкольные учреждения. Это был период расцвета, увеличилось количество кружков и секций, а также сотрудников и педагогов.

Четвертый период стал ярким расцветом внешкольной работы (с 1971 по 1986 года). Поэтому в этот период создается огромное количество внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. В следствии такого расцвета появились:  министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы, также появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства и работа с детьми в разновозрастных отрядах. На тот период стали популярны различные направления массовой работы: всесоюзные недели, ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции.

 Пятый этап – это предпоследний этап, для которого характерны кризис и спад (с 1987 по 1992 года). Так случилось, что в стране был не легкий период и острый кризис переживают и детские организации. После распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых.

На шестом этапе произошла знаменательная стабилизация или выход из кризиса (с 1993 г. по настоящее время). Вышли новые законы 1992 года «Об образовании», в соответствие с которым внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) и др.

Современная реализация системы дополнительного образования приходится на период 2014 по 2020 годы. На этом этапе дети открыты для новых знаний, готовы воспринимать огромные объёмы информации и принимать путь только вперед [3, C. 33-36].

Новая эра дополнительного образования вступает с новыми законами, где содержание дополнительного образования школы имеет реализацию программ следующих направленностей:

- физкультурно-спортивной,

- социально-педагогической,

- туристско-краеведческой,

- художественной,

- технической.

 Предметно-тематическое содержание направленностей дополнительного образования, как физкультурно-спортивная направленность имеет программу, где учащиеся овладевают всеми видами спорта, а вторая программа имеет оздоровительный характер. Говоря о социально-педагогической направленности, здесь программы ориентированы уже на социальные компетентности детей, а также на общее развитие детей. Туристско-краеведческая направленность содержания дополнительного образования для младших школьников имеет программу на освоение всех видов туризма и на краеведческие программы любой тематики (математическое, музыкальное краеведение и так далее). Художественная направленность также направлена на освоение всех видов искусств и на программы «об искусстве» (история – музыки или костюма, музыкальная литература ). Техническая направленность имеет такую программу, как техническое моделирования и конструирования, а также программы по информационным технологиям (от «Информики» до IT-технологий). Все перечисленные направления содержания дополнительного образования, программы учитывают потребности и интересы учащихся. Отдавая детей в дополнительное образования, по выбранному направлению, чаще всего помогают определиться с будущим призванием ребенка и его интересами.

Таким образом, система дополнительного образования служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессиональной подготовки, творческого труда детей, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг. Система дополнительного образования, как правило, имеет воспитательную функцию, где обогащается культура в учреждениях и самой личности. Система дополнительного образования детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования. Говоря о дополнительных общеобразовательных программ, они должны соответствовать, как правило, целям общества и его развития, обеспечивать потребности личности. Но, не нужно забывать об эффективности образовательного воспитания детей в процессе занятий дополнительного образования, оно может быть существенно повышена, если будет использован специально организованный учебно-воспитательный процесс.

Литература

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 69 с.

2. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик – М.: МПСИ; Флинта, 2015. – 122 с.

3. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 33−36.

Просмотров работы: 138