Формирование иноязычной коммуникативной компетенции представляет собой основную и ведущую цель обучения на уроках иностранного языка. При этом огромная ответственность ложится на плечи преподавателя. В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения содержания обучения, а вместе с этим выделить его оптимальные методы и приемы. В этой связи, интерактивные методы обучения становятся все более актуальными и необходимыми в образовательном процессе.
Одним из ярких видов интерактивных методов обучения является метод кейсов («кейс-стади»). Данный метод заключается в обсуждении проблемной ситуации и поиске решения проблемы. В зарубежных публикациях этот метод также называют метод деловых историй (casestories), а в русскоязычных изданиях говорят о методике конкретных ситуаций, деловых ситуаций, кейс-методе и методе ситуационных задач [2].
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку предполагает все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. По мнению О.К. Ильиной, сущность кейс-метода в преподавании английского языка состоит в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной среде. При этом успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, который должен быть максимально наглядным и детальным, подготовленности учащихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии [3].
Одним из необходимых условий реализации кейс-метода на уроках иностранного языка является соответствие предметного содержания УМК и уровня языковой и речевой подготовки учащихся.
Одним из широко используемых УМК по английскому языку является "New Millenium English" (авт. Н.Н. Деревянко и др.), рекомендуемый Минпросвещения России. Для дальнейшего анализа был более конкретно изучен УМК "New Millenium English 6 класс"[1].
Анализ учебно-методического комплекта показал, что кейс-метод, как одна из новых технологий обучения, еще не нашла достаточного отражения в содержании УМК. Следовательно, учитель может самостоятельно разработать кейсы в соответствии с тематикой учебника. Чтобы создать кейс, учителю необходимо следовать определённой структуре построения кейса, которая включает в себя следующие этапы:
Определение дидактических целей кейса. Выделение раздела-темы, которому посвящен кейс, формулирование целей, задач.
Выявление проблемной ситуации.
Построение кейса, основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
Определение ситуации, ее соответствия с реальной жизнью ;
Выбор типа кейса.
Написание текста кейса, дополнительных заданий к нему.
Внедрение кейса в практику обучения, его использование на уроке.
В соответствии с приведенным алгоритмом, в рамках раздела учебника “Keep fit and Healthy” был разработан ряд кейсов таких, как: “Famous and isolated” и “Urgent сase”. Предлагаемые кейсы содержат проблемы внешнего вида, здорового образа жизни, правильного питания, профилактики и лечения заболеваний, поддержания здоровья. Учащиеся данной возрастной категории часто обеспокоены своим внешним видом, оценкой со стороны окружающих, конкуренцией среди сверстников, поэтому эти факторы обеспечивают актуальность тематики, выбранной для создания кейсов. Кейсы были разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, отвечают их интересам, что также обуславливает актуальность их использования.
Рассмотрим подробнее этапы работы с одним из данных кейсов.
Кейс «Famous and Isolated». В кейсе «Famous but Isolated» затрагиваются три проблемы: ожирение подростков, вредная пища, вирусные заболевания. Работа с кейсом предполагает несколько этапов:
1. Организационный момент. Знакомство с темой.
2. Представление кейса. Учащиеся читают текст и знакомятся с ситуацией. Далее ученикам необходимо найти возможные проблемы в тексте. Здесь предполагается распределение учеников по группам, учитывая уровень их подготовки. Каждой из групп предлагается решить ту или иную проблему.
3. Работа в группах. Каждой группе предлагается найти возможные решения данной проблемы, используя интернет или материалы, предложенные учителем, и представить их в различных видах: плакат об ожирении с устным комментарием к нему, таблица вредной и здоровой пищи, алгоритм действия при простуде. Для поиска решения проблемы борьбы с простудой учащимся предлагается раздел учебника по теме «If you have flu, you should…».
4. Представление результатов работы в группе. Все группы должны представить свои варианты решения проблем. После каждой презентации работы следует обсуждение принятого решения.
5. Подведение итогов. Этап рефлексии.
Таким образом, использование метода «кейс-стади» в процессе обучения иностранному языку имеет важную роль, так как затрагивает различные стороны речевой деятельности. Посредством внедрения данного метода в занятия по английскому языку, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в процессе использования данного метода будет неоспоримым, что обуславливает актуальность использования метода «кейс-стади» на уроках иностранного языка в средней школе.
Список источников:
Деревянко Н.Н. New Millennium English: учебник англ. яз. для 6 кл. общеобраз, учрежд. / H.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова, Л.В. Козятинская, Т.Р. Колоскова, Н.И. Кузеванова, Е.В. Носонович, И.А. Скворцова, Л.В, Талзи, - Обнинск: Титул, 2006.-160 с.
Золотова М.В. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. - 2015. – С.54
Ильина, О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч. Ч. 1. / под общ. Ред. Л.Г. Ведениной. — М.: МГИМО-Университет, 2009. С. 253–261.