Для характеристики поэта и человека Виктора Тимофеева достаточно одного слова — патриот. Патриот Мурманска, патриот России, патриот славянства. И ещё — патриот поэзии, средствами которой он выражает все свои чувства: радость от ощущения жизни, любовь к родной земле и людям.
"Рябиновый Мурманск"
Над Мурманском солнце нечасто туман пробивает.
Под Мурманском сопки оленьими мхами цветут.
И только рябина по улицам нашим шагает.
И только рябина легко обживается тут.
Есть пальмовый Сочи и златокаштановый Киев.
Но хочется сердцу про Мурманский берег запеть
Рябиновый город! Здесь всюду рябины такие,
Что раннему снегу на пламени ягод – сгореть!
Как часто здесь встречи подсвечены болью невольной.
Как часто здесь окна тревогой ночною живут…
Рябиновый Мурманск… Здесь столько любви обделенной,
Что гроздья рябины, алея, листву обожгут.
Над Мурманском солнце туман на минуту пробило.
Вдоль каменных улиц с рябин полетела листва.
Рябиновый Мурманск… Горчащая сладость рябины
И женскому сердцу, и сердцу мужскому близка.
Тимофеев Виктор
Одно из самых красивых стихотворений Виктора Тимофеева о Мурманске называется «Рябиновый город». В 20-30е годах прошлого века в Мурманске практически не было деревьев. Жители города пытались посадить на улицах сирень, лиственницу, смородину, но прижилась только рябина. Так это дерево и стало визитной карточкой города, по мнению В.Тимофеева.
Я бы отнесла это стихотворение к жанру оды. Поэт воспевает город, описывает его с большой любовью и трепетом. Само название города упоминается за всё произведение 6 раз.
Всё стихотворение строится на образе рябины. Поэт использует прием олицетворения – рябина живой персонаж. Она и «по улицам нашим шагает», и «обживается тут». Также автор использует лексический повтор «Рябиновый Мурманск», что совпадает с названием произведения. Если сравнивать образ, построенный Тимофеевым, с образами русских поэтов, то можно найти много схожих моментов. Есенинский образ рябины — образ огня, который не жжёт:
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава…
Эти строчки можно сопоставить с стихотворением Тимофеева:
Рябиновый город! Здесь всюду рябины такие,
Что раннему снегу на пламени ягод – сгореть!
И
Рябиновый Мурманск… Здесь столько любви обделенной,
Что гроздья рябины, алея, листву обожгут.
Истинным певцом рябины была М. И. Цветаева. Никакой другой поэт не упоминает рябину так часто и с таким лирическим воодушевлением. У Цветаевой рябина и горькая, и огненная, в её рябине сошлись горечь и пылание:
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть
Тимофеев же ощущает «горчащую сладость рябины». Разницу восприятия этого образа легко объяснить. Для Цветаевой этот образ больше печальный. Рябина для Цветаевой — не просто родовая мета, но и мета Родины. Рябина сопутствует ей всю жизнь. Родина для неё — огненная горечь.
Как пишет А. И. Павловский, «она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой».
В стихотворении можно увидеть 3 смысловые части. 1 часть это первые два четверостишия. В этой части автор описывает Мурманск. Упоминает другие города, как бы сравнивая их эпитетами «пальмовый Сочи и златокаштановый Киев» с «рябиновым» таким родным для автора Мурманском.
2 часть – это третье четверостишие. В этом четверостишие можно увидеть внутренние переживания автора. Он пишет о «боли невольной», «тревоге», «о обделенной любви», но любовь эта не между двумя людьми, а скорее любовь к городу, любовь к Родине.
3 часть начинается с немного измененного рефрена с «над Мурманском солнце нечасто туман пробивает» на «над Мурманском солнце туман на минуту пробило». Данная строчка как бы продолжает 2 часть, предполагая конец боли и тревоги. Солнце, пробивающиеся сквозь туман, всегда обозначает начало чего-то светлого, чего-то иного.
«Мурманск»
-
Взгляни на карту… Выше… Выше!
Вот там, где лишь указкою достать,
на самый край России город вышел,
чтоб штормовать и – всех наверх свистать!
-
Там берег крут – как край всемирной ямы.
Там острова вмерзают в синий лёд.
Там океан, ворочаясь, как мамонт,
раскачивает сушу, словно плот.
-
Там сдвинута обыденность земная.
Там летом – день сплошной, всю ночь – светло.
Ну а зимой приходит ночь – сплошная,
как будто солнце снегом замело.
-
Но как бы Мурманск штормом ни качало,
ни жгло метелью, скрученною в жгут,
горжусь: здесь океан берёт начало,
пути морские здесь отсчёт берут.
-
Лицом на океан – мой город-символ.
И всё ж взглянуть на юг – милей в сто раз:
Отсюда начинается Россия.
От Мурманска. От моря.
И – от нас.
Стихотворение пропитано любовью к Родине, гордостью за наш край. Хоть Виктор Тимофеев и был рожден на Украине, но Мурманск стал для него второй малой родиной. Город в произведении предстает, как живой персонаж. Характерно для того времени романтизированное восприятие города, его идеализация и даже мифологизация.
Описывая Мурманск, автор прибегает к такому тропу как сравнение: «Там берег крут – как край всемирной ямы». Тимофеев, используя данное сравнение, говорит о том, что Мурманск - это край земли. И второе сравнение «Там океан, ворочаясь, как мамонт раскачивает сушу, словно плот». Олицетворяя океан, автор хочет показать читателям всю мощь океана, его силу.
Стихотворение можно разделить на смысловые части.
1 частью является самое начала стихотворения, первое четверостишие. Эта часть как бы заявление о силе города, его уникальности. Такое начало подразумевает, что дальше автор будет рассказывать почему же «город вышел,чтоб штормовать и – всех наверх свистать!».
2 часть – второе и третье четверостишия. Они оба начинаются со слова там. Автор описывает особенности города, не скрывая восхищения и гордости.
3 часть – это 4 четверостишие. Начинается с противопоставления предыдущей части. Все особенности, описанные в 2 части для людей, неживших на крайнем Севере, могут показаться трудными для проживания. И автор в этой части показывает, что, не смотря на них, он гордится своим городом, что он безумно важен для него и для всех жителей Мурманска.Почти отсутствует конкретизация деталей, город возникает как единое целое, одушевленное, живущее своей жизнью, и в то же время — как часть огромной страны.
В 4 части ещё больше чувствуется бесконечная любовь Тимофеева к северу. Мурманск для него начало России.
Как говорил сам Виктор Тимофеев: «Я, пожалуй, ещё больший мурманчанин, чем вы, кто здесь родились, для вас Мурманск — Родина, данность. А я сознательно завоёвывал его себе, врастал в него... Для меня это — приобретение, и я, по-крестьянски, своё, честно заработанное — никому, никогда, ни за что не отдам».
При всём авторском своеобразии и непохожести друг на друга произведения мурманских писателей объединяет одна общая для них всех охранительная функция, направленная на защиту нашего национального менталитета от размывания его масскультурой и заграничными литературными веяниями, на сохранение в русском народе совести, отзывчивости, самоотверженности и чувства Родины. Именно поэтому их нужно изучать на уроках литературы.
Для изучения на уроках литературы я бы предложила Метод «слово – образ». Выявление комплекса языковых средств разных уровней со всеми стилистико-смысловыми нюансами, которые служат выражению и созданию микрообраза. Учитывается, что при создании художественного образа писатель опирается на образный потенциал слов, на их способность вызывать различные представления о явлении – зрительные, осязательные и др.
Если взять за основу классификации способы работы с текстом художественного произведения, то для изучения данных произведений в школе я бы предложила:
• проблемно-тематический метод, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;
• анализ художественного текста учениками, для выяснения ими вовлеченности в текст, его понимания
• комментирование литературного произведения контекстными (внетекстовыми) материалами;
• интертекстуальный метод, выявляющий множественные связи данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры на примере сравнения образа Рябины.
Если говорить в целом о методах преподавания литературы наиболее продуктивен классический подход – это классификация Н.И. Кудряшёва. Именно она учитывает специфику познавательной деятельности на уроках литературы. Метод творческого чтения и творческих заданий позволяет организовать художественное познание.
Также существуют приемы метода творческого чтения и творческих заданий, направленных на организацию художественного познания:
- яркое эмоционально-образное слово учителя (явленное в виде художественного пересказа, устной новеллы о судьбе поэта);
- разные виды чтения (комментированное, многоголосое, по ролям, хоровое);
- разные виды пересказа (выборочный, краткий, художественный, творческий);
- устное словесное рисование;
- иллюстрирование;
- раскадровка, составление киносценария;
- инсценирование;
- оживление личных впечатлений;
- составление ассоциативного ряда;
- составление партитуры выразительного чтения и так далее.
Все исследователи сходятся на том, что в современно уроке недостаточно использовать его традиционные структурные элементы (опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом). Вопрос о формах урока литературы остается открытым.
Список литературы
Духно, Е.В. Мурманский романтик: библиографический указатель, посвященный 80- летию со дня рождения В. Л. Тимофеева [Текст]/ МБУК «ЦГБ»; Е. В. Духно. – Мурманск: МБУК «ЦГБ», 2020. – 33 с.
Колычев, Н.В. О Викторе Леонтьевиче Тимофееве. [Электронный ресурс]: Официальный сайт. Все о творчестве современного русского поэта. – Электронные данные. – 27.03.2017
Коханова, В. А. Технологии и методики обучения литературе [Текст]: учебное пособие/ В. А. Коханова, Н. С. Михайлова, М. П. Жигалова. – Москва: Изд-во Флинта, 2011. – 240 с.
Мой мачтовый город. Поэзия Виктора Тимофеева. [Электронный ресурс]: Роза ветров. Север. Блог о Мурманской области. – Электронные данные. – 26.11.2013.
Тимофеев, В.Л. Мой мачтовый город…: стихотворения. Песни. Поэмы [Текст]/ Виктор Тимофеев. – Мурманск: Изд-во Русский Север, 2001. – 302 с.