Особенности формирования грамматической компетенции учащихся младших классов в условиях дистанционного обучения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности формирования грамматической компетенции учащихся младших классов в условиях дистанционного обучения

Афонькина А.В. 1, Ефремов А.А. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет", Шуйский филиал, г. Шуя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Язык является основным средством общения людей. Существование, а самое главное – развитие общества, не возможны без языка. Знание иностранных языков является неотъемлемой частью жизни современного человека. На данный момент от качества владения языком зависят многие аспекты жизни человека: карьерный рост, расширение личных контактов, развитие кругозора и культуры и многое другое. Все эти факторы в данных аспектах несколько повышают статус предмета «Иностранный язык» как учебной дисциплины.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и новые примерные программы указывают на раннее обучение иностранному языку[7].Развитие теории раннего школьного обучения иностранным языкам в России происходило уже c 1970 года. С этого времени предполагается, что обучение иностранным языкам, в том числе, должно знакомить ребёнка с культурой других стран, воспитывать патриотизм, толерантное отношение к традициям и обычаям других стран и представителям других национальностей, развивать интеллектуальные способности.

Младший школьный возраст детей – с 6-7 до 10-11 лет. Это возраст заметного формирования и развития личности. В этот период происходит качественное преобразование познавательных процессов. С переходом в начальную школу к основной игровой деятельности ребёнка добавляется и учебная деятельность. Ребёнок примеряет на себя новую роль «ученика». В его деятельности появляются новые задачи, новые трудности, с которыми он будет учиться справляться в процессе обучения.

В обучении младших школьников одну из важных ролей играет иностранный язык как средство не только межкультурного взаимодействия, но и общего развития личности. На этом этапе обучения формируется дальнейшее отношение ребёнка к данной школьной дисциплине. Именно это отношение и будет ключевым аспектом в усвоении знаний по иностранному языку.

Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку – важнейшая цель языкового образования, и достижение данной цели начинается с первых занятий по иностранному языку в начальной школе. В основе данной компетенции лежит совокупность знаний и умений, которые позволяют участвовать в речевом общении на иностранном языке. Коммуникативная языковая компетенция включает в себя лингвистический, социолингвистический и прагматический компонент. Знание грамматики иностранного языка входят в состав лингвистической компетенции.

Главная цель обучения грамматике заключается в формировании грамматических навыков. Советский и российский лингвист, доктор филологических наук В.Г. Гак определяет грамматику как раздел языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания[5].

Цель обучения грамматике иностранного языка – это овладение грамматическими навыками речи: репродуктивными и рецептивными.Репродуктивные - грамматические навыки говорения и письма. Рецептивные - грамматические навыки аудирования и чтения.

В начальной школе обучающиеся начинают сравнивать иностранный язык с родным. Именно в этот период происходит систематизация грамматических знаний родного языка, и на его фоне формируются грамматические знания иностранного языка. При обучении иностранному языку приоритетным является формирование репродуктивных грамматических навыков, которые позволят обучающимся со временем выйти на уровень успешной коммуникации[1].

В начальной школе, когда иностранный язык вводится в качестве учебного предмета, дети уже могут оперировать определенным набором грамматических терминов, из чего следует возможность осмысления учащимися иноязычных грамматических явлений.

В контексте ситуации и событий 2019-2020 гг., связанных с мировой пандемией, нельзя не упомянуть изменения, происходящие в системе обучения и воспитания школьников. В частности, частичный (а в ряде случаев – и полный) переход на дистанционное обучение, в том числе и иностранному языку. В условиях удалённого доступа учителям иностранных языков, как и прежде, необходимо формировать у своих учеников различные иноязычные компетенции. На сегодняшний день обучающиеся и преподаватели могут использовать различные информационные технологии. Дистанционное обучение предоставляет возможность осуществлять образовательный процесс на расстоянии, в тех случаях, когда обучающиеся и учитель не могут проводить занятие в традиционном формате.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:

мотивация обучающихся к самостоятельному учебному процессу;

учебные материалы доступны на электронных носителях, что даёт возможность воспользоваться ими при необходимости;

родители, при возможности и желании, могут контролировать учебный процесс;

непосредственное интерактивное взаимодействие обучающегося с учителем.

Внедрение перспективных технологий (видеоматериалы, электронные словари, презентации, компьютерная графика, видеоконференции и др.) становится сегодня очень популярной формой обучения.

Одним из самых используемых учителями Интернет-ресурсов является платформа ZOOM. Проанализируем данный ресурс с учетом опыта учителей общеобразовательных школ. Проанализируем опыт работы Т.А. Поздняковой и Т.С. Рябовой, учителей английского языка московских школ. Т.А. Позднякова рассказывает о плюсах дистанционного обучения иностранному языку с помощью платформы ZOOM, которые она выявила в ходе работы:

данная платформа подходит как для индивидуальных занятий с обучающимися, так и для групповых;

существует возможность запланировать онлайн занятие заранее и отправить обучающимся ссылку для входа;

осуществляется и видео, и аудио связь;

есть возможность записи урока для учеников, которые по каким-либо причинам не смогли посетить занятие;

одной из полезных функций платформы ZOOM является демонстрация экрана, с помощью которой учитель может показывать обучающимся учебные электронные материалы (учебники, видеофайлы, аудиофайлы, презентации и т.д.);

в платформу встроена интерактивная доска;

есть возможность общения в чате.

Для формирования грамматической компетенции Т.А. Позднякова и Т.С. Рябова представляли учебный материал с помощью презентацийPowerPoint. Данная программа способствует представлению необходимой информации в наглядной форме, что является необходимым аспектом в обучении младших школьников.

Проверка усвоения грамматических знаний проводилась с помощью таких ресурсов, как LearningApps, GoogleClassroom. Данные ресурсы находятся в открытом доступе. Веб-сервис LearningApps также использовался для создания викторин, игр, демонстрации видео- и аудиоматериалов. Именно такие виды работы вызывают интерес усвоения грамматических знаний младшими школьниками. Особое внимание учителя уделяли веб-сервису Liveworksheets, с помощью которого возможно создание интерактивных рабочих листов с такими заданиями как:

выбор правильного варианта ответа;

сопоставление;

перенос правильного ответа;

задание на аудирование;

задание с добавлением видео и др.

Учебные материалы веб-сервиса Liveworksheets использовались в качестве домашнего задания для закрепления знаний грамматики, полученных во время урока. Результаты выполнения отправлялись на электронную почту учителей [4,6].

Одним из основных преимуществ перечисленных ресурсов, используемых в условиях дистанционного обучения, является возможность демонстрации учебного материала в яркой красочной форме. Именно таким образом можно вызвать желание обучающихся заниматься изучением грамматики иностранного языка. Интерес к красочному оформлению вызван возрастными психологическими особенностями детей данного возраста.

В связи с возрастными психологическими особенностями у учителей возникали и некоторые трудности. Так, обучающиеся не всегда могли концентрировать внимание на онлайн занятии, их отвлекали многие факторы домашней обстановки. В иных случаях успешности занятий мешало отсутствие мотивации к самоорганизации. В связи с данными затруднениями к организации рабочего места и проведению занятий были привлечены родители. С другой стороны, учителями было отмечено, что многие ученики, которые не проявляли интереса к традиционному обучению иностранному языку, проявили большой интерес к дистанционной форме обучения.

Ссылаясь на практику учителей, имеющих опыт организации процесса обучения в дистанционном формате, можно утверждать, что формирование грамматической компетенции в условиях дистанционного обучения вполне возможно и имеет ряд преимуществ.

Список источников:

Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе //Иностранные языки в школе. – 1994. - № 1. – С. 8-16.

Котова С.А. Организация дистанционного обучения в начальной школе. М., 2016.

Курбонов А.М. Роль дистанционного обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 969-971.

Позднякова Т.А. Организация дистанционного обучения в преподавании английского языка для младших школьников в период карантина // Всеобразование, 2020.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

https://урок.рф/library/prepodavanie_anglijskogo_yazika_v_usloviyah_distantci_124045.html - Преподавание английского языка в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс]

https://fgos.ru/ - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. – 2012.

Просмотров работы: 26