Актуальность даннойтемыобусловлена тем, что сфера образования с точки зрения современныхинновационныхпроцессов с каждым годом изменяется и модернизируется. Это обусловлено тем, что под воздействием образовательных стандартов нового поколения современные образовательные учреждения ставят перед собой цель, которая заключается в способности сформировать у обучающегося компетенции, касающиеся его личностного совершенствования. Компетентностный подход в образовании подразумевает, что после завершения учебы в школе обучающийся должен быть готов к дальнейшему самообразованию на протяжении всейжизни. Важно понимать, что в том числе от уровня полноты самообразовательной деятельности напрямую зависит будущее качество сформированности профессиональной компетенции. Самообразовательная деятельность– это самосовершенствование или самообучение, которое связано с самостоятельным приобретением знаний, навыков, умений непосредственно связанных с процессом обучения[1]. Такие качествамогут проявляться в конкурентоспособности, стрессоустойчивости, социальной и мобильной адаптации, а так же стремлении к непрерывному самообучению и самообразованию.
Компетенция личностного самосовершенствования – это стремления и желания, направленные на осваивание физической, духовной и интеллектуальной сферы,а так же на формирование способов эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик является ключевым звеном, то есть объектом, так как именно обучающийся способен овладеть теми способами деятельности в собственных интересах и предпочтениях, что впоследствии выразится в его перманентном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств и умений, формировании психологической устойчивости, культуры мышления и поведения.
Важно организовать обучающегося, научить его мыслить, размышлять и активизировать навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра, проблемная ситуация, методы проектов.
Таким образом, в настоящий момент перед школой стоит новая задача: следует активно использовать новые ресурсы не только дляпередачи теоретических знаний обучающимся, но и для формирования творческого восприятия полученной информации и развития компетенций. Повышение заинтересованности у обучающегося ведет к раскрытию его внутреннего потенциала. Соответственно, проектная деятельность позволяет не только обеспечить эффективное усвоение предметных знаний, но и способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного получения этих знаний.
Учебный проект – это «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников, то есть обучающихся.Проект являетсяосновной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов»[2].В процессе проектной деятельности развивается воображение, творческое начало, интерес к иностранному языку, а так жеформируетсясамостоятельность в той или иной деятельности. Проектная деятельность способствует конструированию, ориентированию в информационной среде, а так же развитию критического мышления.
В. В. Копылова определила метод проектов как «целенаправленную, в целом, самостоятельную деятельность обучающихся, осуществляемую под гибким руководством преподавателя, ориентированную на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта»[3].Любая проектная деятельность требует кропотливой и вовлеченной работы, заинтересованности обучающихся и побуждения их к решению определенной проблемы.Используя весь приобретенный багаж знаний и умений, ученики смогут решить проблему через проектную деятельность.
Но не стоит забывать, что учитель является помощником в формировании у учеников желания самосовершенствоваться и развиваться. Проект с точки зрения учителя – это педагогическое средство, которое помогает обучать проектированию или планированию, а так же решать поставленную проблемы путем рассмотрения ее с разных сторон.
Спланированный и организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: ученик сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Любой обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, обозначив тем самым свое становление в качестве субъекта познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. Метод проектов развивает индивидуальные способности детей, активизирует их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях.
Суммируя сказанное выше, хочется отметить, что метод проектов является одним из востребованных в обучении детей, как иностранному языку, так и любому другому школьному предмету. Его применение способствует развитию и индивидуализации личности обучающегося, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря структурированному характеру проектного обучения школьники не только приобретают знания по изучаемому языку, но у них развивается творческая направленность и активность, так как они полностью вовлечены в работу и заинтересованы. Как известно сильным триггером к обучению является заинтересованность обучающегося в той или иной области. Учитель должен вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат.
Таким образом,делается вывод о том, что познавательные мотивы в ходе изучения иностранного языка имеют ярко выраженный характер именно в ситуации включения учащихся в творческую проектную деятельность, что приводит к формированию личностного самосовершенствования обучающихся.
Список использованной литературы:
Чеботарева, Е.С. Информационные технологии в развитии самообразовательной компетентности студентов [Текст] / Е.С.Чеботарева // Вестник Московского городского педагогического университета (материалыII Международной науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье—2008)», 8-11 декабря 2008 г.
Бухаркина М. Ю. Учебные проекты: возможности Интернет// Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М.1996г.
Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие. 3-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2006. 93 с.