Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов

Громов Н.С. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мобильная зависимость – отнюдь не новая психологическая зависимость, однако о ней всё чаще и чаще говорят педагоги и психологи. Всё больше пользователей не представляет свою жизнь без мобильного телефона, многие из них не выпускают его из рук практически круглосуточно. В частности, о зависимости подростков от сотовых телефонов рассуждал А.Ю. Егоров в книге "Нехимические зависимости". В настоящее время, несмотря на все публикации в СМИ и очевидную актуальность проблемы, научной литературы по данной теме явно недостаточно для полноценного разбора и осмысления данной проблемы. В особенности значима проблема мобильной зависимости для учащихся высших и специальных учебных заведений.

Для студенческого возраста характерны такие психологические черты как: полярность психики, резкие перепады настроения, а в связи с тем, что большую роль в этом возрасте играет общение, студенты выбирают более практичный, но менее эффективный для личностного развития способ общения посредством сотового телефона. Стоит так же отметить, что в частных случаях телефон становится настолько неотъемлемой частью жизни, что во время недоступности его использования молодые люди испытывают не только психологический, но и физический дискомфорт (специалисты в числе прочих отмечают расстройство пищеварения, ослабление умственной активности и снижения уровня концентрации внимания).

Зависимость, или аддикция (от англ. addiction-зависимость), является предметом как научных исследований, так и так называемого «бытового сознания», которое часто приводит к гипердиагностике, когда зависимостью – для пренебрежительно-обвинительной оценки – могут назвать любое хобби, увлечение или пристрастие. Однако в медицинском смысле зависимость трактуется как "навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами".

Говоря о зависимости, как о проблеме психотерапевтической, важно и нужно разделять наличие зависимого (аддиктивного) поведения и удовлетворение естественных потребностей. Патологические зависимости ограничивают свободу человека и негативно влияют на его здоровье (по классификации Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это благополучие не только физическое, но еще социальное, психическое).

Ц. П. Короленко классифицирует аддикции на химические и нехимические. К нехимическим он относит, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикций, аддикция от смартфонов и компьютеров, трудовая аддикция, аддикция к трате денег, и пр. Промежуточное место между химическими и нехимическими аддикциями занимает пищевая (переедание и голодание), так как при этой форме аддикций задействуются непосредственно биохимические механизмы.

Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда вместо гармоничного взаимодействия со всеми аспектами действительности происходит активация какой-либо одной направленности. Для некоторых социальных групп аддиктивное поведение выступает проявлением групповой динамики.

Мобильные телефоны являются неотъемлемым атрибутом современной культуры, в большей мере - молодёжного сообщества. По данным операторов сотовой связи, количество зарегистрированных в России SIM-карт еще в прошлом году на 120 млн единиц превысило численность населения страны.

По данным социологических исследований, портрет современного активного пользователя смартфонов следующий: это молодые люди в возрасте 19-35 лет, по уровню доходов находящиеся на нижней границе среднего класса или выше. Активно применяют новейшие достижения в области потребительской электроники, в частности носимой, а также внимательно отслеживают предложения от сотовых и прочих операторов в части доступа к сетевым ресурсам. Являются активным пользователем социальных сетей, интернет сервисов, проявляя при этом интерес к перспективным сетевым бизнес-кейсам. Обладают как минимум базовым знанием английского языка за счет постоянного взаимодействия с зарубежными ресурсами и пользователями. Трудоустроены в одной из наиболее устойчивых отраслей российской экономики и проживают на территории крупного города.

Взрослые люди, как уже сформировавшиеся личности, адекватнее относятся к необходимому атрибуту, однако в случае студента мобильный телефон становится «золотым тельцом», которому он поклоняется, без которого не может просуществовать и часа и который, в итоге, оказывает на молодого человека огромное и, часто, отрицательное влияние. Проблема «молодежь – мобильный телефон» требует особого внимания не только родителей, но и самих студентов, исправить сложившееся положение вещей возможно лишь с совместным участием. Не обладая достаточной психологической устойчивостью и переживая процесс становления личности, студент часто подпадает под воздействие мобильной зависимости. Специалисты отмечают, что чем больше времени молодой человек проводит в «виртуальном общении», тем сложнее проходят его обычные, реальные контакты со сверстниками. Ранее эта проблема поднималась в связи с появлением непомерно большого количества домашних компьютеров с выходом в Интернет, однако мобильные телефоны вернули ее «из небытия», ведь многим студентам удобнее выходить в глобальную сеть со своего мобильного, который всегда под рукой. Отсюда – появление всё большего количества молодых людей, неспособных на «здоровое» общение, замкнутых, ущербных в своем неумении в межличностном взаимодействии.

Проблема мобильной зависимости (номофобии) впервые была поднята несколько лет назад, но сейчас, когда мобильник есть у девяти с половиной из десяти жителей развитых стран, это приобрело масштаб самой настоящей эпидемии. Номофобия - это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий, не способен объяснить их причину, снова и снова проверяет уведомления социальных сетей, считает мобильник частью себя, а без него чувствует себя неполноценным, ущербным.

Исходя из анализа психологической литературы по данной проблеме выдвигаем гипотезу, что существует непосредственная взаимосвязь между склонностью зависимому поведению, интеллектом, коммуникативными качествами, конформизмом, адекватности самооценки и мобильной зависимости.

В связи с актуальностью проблемы и степени её значимости для практики обучения и воспитания в данном исследовании целью является теоретический анализ и эмпирическое изучение психологических предпосылок формирования зависимости от мобильных телефонов.

В качестве рабочих гипотез были приняты следующие предположения:

1) мобильной зависимости подвержены студенты, имеющие склонность к зависимому поведению;

2) студенты с меньшим уровнем интеллекта более подвержены мобильной зависимости. Эмпирическую выборку 50 студентов ЧГПУ, обучающихся на различных курсах и специальностях, 40 девушек и 10 юношей.

Для решения поставленных в исследовании задач были выбраны следующие эмпирические методики исследования:

1. 16-факторный тест Р. Кеттелла (Форма С).

2. Тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич). Для того что бы сузить круг поисков интересующих нас студентов, мы проводили предварительное интервью. Студентам задавалось несколько вопросов, касающихся их взаимоотношений с сотовым телефоном:

1. Как хорошо вы знаете функции своего мобильного телефона, и на сколько процентов вы их используете?

2. Как часто вы меняете мобильный телефон?

3. Можете ли вы обойтись без мобильного телефона?

Ответы оценивались качественно и выставлялись баллы от 0 до 3, например:

А. Меняю, если сломается – 0.

Б. Примерно один раз в 2 года – 1.

В. Не реже чем 1 - 2 раза в год – 2.

Г. Часто – 3.

Вопросы были направлены на такие аспекты как:

1. Как хорошо студенты знают функции мобильного телефона и в какой мере они ими пользуются («Техно зависимость»).

2. Как часто студенты меняют мобильные телефоны и что становится причиной этого (зависимость обусловленная «Престиж»).

3. Могут ли студенты прожить без мобильного телефона? (Номофобия).

В ходе интервью также обращалось внимание, в каком месте собеседник держит свой мобильный телефон, как долго он его держит в руках и насколько часто он отвлекался на него во время проведения беседы. Впоследствии выставлялись баллы от 0 до 3. В итоге было выявлено 23 студентов с признаками номонофобии.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В результате было установлено, что все участники исследования склонны к зависимому поведению. Большая часть 52 % студентов имели признаки высокой вероятности склонности к зависимому поведению. 43 % признаки склонности и только 5 % имели признаки тенденции.

2. Существуют как общие характеристики, так и значимые различия между студентами, в разной степени склонными к зависимому поведению. Так, группа с признаками тенденции к зависимому поведению обладает повышенной моральной нормативностью, большей степенью подозрительности, но вместе с тем повышенной тревожностью и напряженностью. У группы с признаком высокой вероятности выявилась плохая восприимчивость к переменам, преобладает жесткость в отношениях вместе с высокой чувствительностью к жизненным нюансам. Все три группы в большей степени интровертированны, обладают ограниченным интеллектуальным восприятием, предпочитают эмоциональное спокойствие.

3. Корреляционный анализ показал существование связи между мобильной зависимостью и склонностью к зависимому поведению. Гипотеза подтвердилась: номонофобия прямо зависит от склонности к приобретению зависимости.

4. Было выявлено, что склонность к зависимому поведению, в частности, к мобильной зависимости, связана с такими личностными чертами как самооценка, общительность, доминантность, сдержанности, нормативностью поведения, конформизмом, самоконтролем и интроверсией.

Вторая гипотеза не нашла подтверждения, следовательно-опровергнута.

Исходя из вышеперечисленного, исследование позволяет сделать общий вывод о том, что зависимость от мобильных телефонов является поведенческим проявлением, непосредственно связанным с психологическими особенностями личности. Однако рамки данного исследования и специфика выборки не позволяют нам утверждать о конкретных закономерностях и психологических механизмах формирования зависимости от мобильных телефонов. Для выявления закономерностей и механизмов формирования данного вида зависимости требуется проведение дальнейших исследований в данном направлении.

Литература

1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 190 с.

2. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла / А.Н. Капустина. – Санкт-Петербург: Речь, 2001

3. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире) / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск, 1990. – С. 72.

4. Корягина, О. П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения / О. П. Корягина // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С.14-19.

5. Менделевич, В. Д. Психология зависимой личности / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. – Йошкар-Ола: Марево, 2002. – 240 с

6. Ерова Д.Р. Социально-психологическая компетенция будущего инженера / Д.Р. Ерова, Ф.Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. – Казань: КГТУ. – 2010. – №10. – С.481-482.

Просмотров работы: 197