Влияние неблагополучных семейных отношений на развитие ребенка - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние неблагополучных семейных отношений на развитие ребенка

Шоркина В.В. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья традиционно является основным институтом воспитания ребенка. Все знания умения и навыки, приобретенные в семье, человек сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности воздействия на личность, ни один социальный институт воспитания не сравнится с семьей. В ней формируются основы личности ребенка, и к поступлению в начальное образовательное учреждение он уже практически сформировался как личность. Все мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение. То место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако, если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет идеальных семей.

К сожалению, в современном обществе неумолимо растет количество неблагополучных семей. Мы не можем дать конкретное определение идеальной модели семьи, но всем известно, к чему нужно стремиться в семейных отношениях. Это и нравственное восприятие ценностей, и материальное благополучие, нельзя не сказать и о поддержании здорового образа жизни внутри семьи каждым ее членом и т.д. Соответственно, все эти нормы должны прививаться детям, растущим в таких семьях, чтобы передать им положительный опыт создания благополучных семей.

В рамках данного исследования особого внимания заслуживает анализ понятия «семья» и её роль в развитии личности. Существует много подходов к интерпретации данного понятия. Так в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «семья» означает объединение лиц, связанных родственными или брачными узами. В словаре Г.И. Князькова даётся определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития. Это не значит, что ребёнок поглупеет или будут иные нарушения интеллекта, а произойдёт дисгармония в становлении эмоциональной сферы, т.е это повлияет на будущий характер. В дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.

Существует целый ряд факторов, по которым можно выявить семейное неблагополучие:

– безработица, недостаточные доходы малоимущих семей, снижение уровня жизни семьи;

– падение нравственных укладов семьи, проявления аддикций (алкоголизм, наркомания), а отсюда и жестокое обращение с детьми, безразличие к их интересам и проблемам;

– недостаток в семьях эмоционального общения, большое количество межличностных конфликтов, некомпетентность взрослых в вопросах воспитания детей и т.д.;

– увеличение числа неполных семей, детей, рожденных вне брака матерями-одиночками, брошенных и оказавшихся без попечения родителей детей.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Существует большое количество разновидностей неблагополучных семей (асоциально-аморальное поведение родителей, алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, насилие и жестокое обращение с детьми, семейные конфликты, и т.п.). Ни у кого не возникает сомнений, что такие семьи не могут в полной мере справляться со своими основными функциями, с задачами воспитания и образования, более того, они оказывают десоциализирующее влияние на детей.

Одним из явлений семейного неблагополучия, являющимся фактором риска появления социальных отклонений в поведении ребёнка, является семейная депривация, как невозможность удовлетворения ведущих психических потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Отсутствие или нарушение у ребенка глубокой и надёжной эмоциональной связи с близким взрослым (дефицит эмоциональной привязанности) в первые годы жизни, а также длительного и частого общения с социально-положительными родственниками в старшем возрасте являются важнейшими условиями, определяющими качества социальной адаптации ребёнка и возникновение трудностей в поведении. Очень важным фактором риска являются неправильные методы воспитания, используемые родителями, модели общения с детьми и родительского поведения. Особенности личности родителей, состояние их психического здоровья, культурно-образовательный уровень оказывают влияние на выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного отношения. Формирование нарушений у детей может быть связано с повышенной частотой ссор, разногласиями и конфликтами между супругами. Одним из наиболее патогенных составляющих семейного неблагополучия является алкоголизм. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме приводит к психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей.

В аддиктивных семьях ребенок становится резким, грубым, замыкается в себе, либо наоборот начинает вести аморальный образ жизни. В глазах детей, мать и отец являются источником эмоционального тепла, но в отсутствии этих факторов, дети чувствуют себя одинокими и любыми способами пытаются этому противостоять. В таких семьях часто не выполняют своих обещаний родители. Это угнетает ребёнка. Так как все всё держат в секрете, это провоцирует не делиться своими эмоциональным переживаниями с родителями. И будучи уже взрослым человеком продолжают повторять свои привычки не доверять никому, появляются проблемы в интимных отношениях. В будущем ребёнок становится подозрительным и злобным. В будущем ребёнку сложно открыто общаться с окружающими. Такие дети больше склонны к ревности, не доверию и зависти. Чем больше в семье было скрытности, тем больше это побуждало к появлению у ребёнка запутанности и одиночества.

В заключении хочется сказать, что всё вышеописанное является актуальной проблемой в современном обществе. Увеличение количества неблагополучных семей, случаев проявления агрессии и девиации среди детей, все это говорит о том, что нужно принимать серьезные меры по устранению этой участившейся проблемы. Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь. Главная задача состоит в том, чтобы сформировать у них верное представление о жизни. До подросткового возраста ещё можно повлиять на сознание ребёнка, а вот более старшим практически невозможно. Таким детям нужно помогать в выборе профессии, жильём и обустройством дальнейшей жизни. И если оставить их в одиночестве, то детей безусловно ждёт тяжёлое будущее. Слишком многое потеряно в детстве, и им труднее вдвойне.

Список литературы

Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – № 6.

Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1986.

Наумчик, В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск, 2005.

Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько – Москва, 2004.

Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами / Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. – Москва, 1981.

Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – Москва, 2000.

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж, 1995. – 172 с.

Грищенко, Л.А. Побег из дома и бродяжничество / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988. – 68 с.

Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. – Москва, 1982. – 152 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 720 с.

Просмотров работы: 294