Проблема формирования толерантности в молодежной среде - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблема формирования толерантности в молодежной среде

Богданова М.Ю. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Толерантность (терпимость)-особая ценность прав человека, которая утверждает уважения к чужому мнению, к проявлению индивидуальности. Она вытекает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение; свобода от предрассудков; готовность к пониманию и сотрудничеству с обществом, которое, в свою очередь, различается по внешности, языку, обычаям и верованиям; каждый имеет право критиковать мысли и действия других людей и власти, а также сам прислушивается к критике. Толерантность неразрывна с признанием за каждым права на творчество, свободный выбор нравственности, на культурную самобытность, право иметь индивидуальный облик, вести свой образ жизни.

Стоит отметить, что толерантность несовместима с ксенофобией, особенно с активными способами ее выражения: экстремизмом и национализмом.

В своей статье М. Мириманова «Толерантность как проблема воспитания» отмечает, что толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. «Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках».

Выделяют следующие виды толерантности:

- естественная толерантность – подразумевает любознательность и доверчивость в отношении других людей;

- моральная толерантность – подразумевает терпимость, которая ассоциируется с личностью. Она присуща взрослым людям и может проявлять себя в сдерживании эмоции.

- нравственная толерантность – включает в себя уважение ценностей и смыслов, которые наиболее значимы для другого, осознание и принятие собственного внутреннего мира, ценностей, целей, желаний и чувств. Дает возможность выдерживать конфликты и напряжения.

Также выделяют личную толерантность - морально-нравственное качество личности, которое можно охарактеризовать, как способность человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать мнения и взгляды.

Однако, толерантность вовсе не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих или уступка чужим убеждениям, не снисхождение и не потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека и общества в целом. В результате толерантного поведения расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас, людьми. В настоящее время, когда на государственном уровне выработана программа развития толерантного сознания, когда имеется правовая база для нейтрализации проявлений экстремизма, на первый план выдвигается многотрудная и долговременная задача обеспечения реального воплощения взятого государством курса.

С одной стороны, на плечи педагогов ложится ответственность за формирование толерантности у современной молодежи, с другой стороны, они сами должны быть эталонами толерантной личности, уважающей национальную, религиозную и иную принадлежность, идентификацию своих обучающихся, должны умело организовать бесконфликтную учебную и воспитательную деятельность в неоднородном коллективе.

Эффект воспитательной деятельности по формированию толерантности обучающихся складывается из прохождения трех уровней воспитательных результатов:

1) приобретение обучающимися социальных знаний;

2) получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям современного общества;

3) получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

В свою очередь педагог должен быть нацелен на достижение идеального эффекта, но неукоснительно он может и должен обеспечить достижение обучающимися двух уровней. Иначе говоря, на первом уровне обучающийся получает «нравственное знание» о том, что такое толерантность, ценности современного общества, разнообразие культуры, национальностей, религий, что все это мирно сосуществует и взаимодействует между собой.

На втором уровне создаются условия для развития «нравственных умений» обучающихся – умение работать в команде, договариваться, слушать и слышать окружающих, принимать отличия другого человека от себя и учитывать их при взаимодействии, умение решать конфликтные ситуации.

Третий уровень является самым труднодостижимым – «нравственный навык» - зависит не так от педагога, как от самого обучающегося и его окружения. Характеризуется данный уровень как внутреннее принятие обучающимся нравственных ценностей как своих собственных и единственно возможное поведение в ситуациях выбора в соответствии с ними. Именно на данный эффект направлены образовательные и воспитательные усилия.

Таким образом, в рамках воспитания толерантного отношения как составной части гражданской позиции молодежи необходимо в учебные планы включать дисциплины, которые будут связаны с формированием ответственности, духовности и культуры, толерантности как уважения; проводить различные мероприятия, к примеру:

- введение в обучение по курсу этнопсихологии, народной педагогики, организация мероприятий национальной культуры;

- проведение анкетирования обучающихся с целью выяснения мнений по проблемам экстремизма, национализма и т.д.;

- организация круглых столов, конференций по исследуемой проблеме.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что задача формирования толерантности молодежи в современном обществе является наиболее актуальной и трудной. Как и любая воспитательная задача, она будет реализована только тогда, когда произойдет активное эмоциональное включение обучающихся в образовательный процесс.

Библиографический список

1. Арипова Матлуба Лутфуллаевна Современный мир и проблема толерантности // Проблемы педагогики. 2018. №1 (33).

2. Моисеенко Ольга Александровна, Денисенко Марина Валерьевна К вопросу о толерантности // Архивариус. 2016. №6 (10).

3. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. – М., 2012.

4. Пыхтеева Виктория Александровна Формирование толерантности у студентов вуза // Символ науки. 2018. №5.

5. Скрынник Виталий Николаевич Толерантность и ксенофобия. Смысл и реальность // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. №1.

Просмотров работы: 27