В 1998 году Джереми Хармер в своей книге «How to teach English?» («Как преподавать английский?») предложил альтернативу часто применяемой на уроках английского языка линейной модели обучения – модель «Бумеранг» [2, 3]. Эта модель интересна своей необычной комбинацией основных этапов урока. Если в классической модели этапы выстраиваются как введение материала– его изучение – отработка материала, то в модели «Бумеранг» обучающиеся должны сначала использовать в своей речи новый материал, затем они его изучают и только потом отрабатывают.
На первом этапе данной модели (вовлечение) учитель мотивирует учащихся к деятельности, прибегая к помощи различных материалов. На этапе применения учащиеся выполняют задания в индивидуальной, парной или групповой форме, целью которых является применить в речи новый лексический или грамматический материал. При возникновении вопросов они могут прибегать к помощи учителя или материалов, представленных в учебнике. На этапе изучения учитель или учащиеся с помощью учителя формулируют правило функционирования только что используемых ими новых лексических единиц или новой грамматической конструкции. «Бумеранг» завершается этапом активизации, на котором учащиеся отрабатывают изученный ими учебный материал. Возможна снова организация ролевой игры, но в ней обучающиеся используют изученный материал уже более осмысленно [2, 3]. Таким образом, урок заканчивается такой же деятельностью, с которой и начался.
В качестве примера использования зарубежной модели «Бумеранг» на уроках английского языка в средней школе обратимся к учебнику под авторством Биболетовой М.З. и других «Enjoy English. 10 класс». Нами был проведен урок освоения нового грамматического материала по теме «Условные предложения второго типа (Conditional II)» [1].
В качестве первого этапа – этапа вовлечения – учитель задает учащимся наводящие вопросы по ранее пройденной ими теме «Conditional I». Учитель плавно подводит учащихся к теме урока, но не раскрывает особенности образования условных предложений второго типа: “Butwhatifwearetalkingabouthypotheticalevents?” На этапе применения учащиеся делятся на группы методом жребия, и работают группами над вопросом: “Whatwouldyoudoifyouwereafamouspopstar?” Учитель дает учащимся клише (IfIwereapopstar, Iwould … berich\befamous\livebythesea), с опорой на которые учащиеся смогут построить свое высказывание, употребив еще неизученную ими грамматическую конструкцию. После обсуждения в группах учащиеся делятся своими идеями со всем классом.
На третьем этапе – этапе изучения - учитель, помогая учащимся и задавая наводящие вопросы, предлагает им сформулировать правило самим, основываясь на предыдущих заданиях. Безусловно, сложные моменты поясняются учителем. После обсуждения правила и примеров, которые иллюстрируют употребление нового материала, учащиеся письменно выполняют упражнение 101 (учебник «Enjoy English», с. 37) в индивидуальной форме [1].
На последнем этапе (активизация) учитель предлагает учащимся разделиться на пары. Каждый учащийся вытягивает карточку с вопросом на ней "What if..."; учащиеся работают в парах, по очереди задают друг другу вопросы, и слушают ответы друг друга.
По результатам рефлексии, проведенной в конце урока, большинству учащихся урок понравился, а достаточно сложная для изучения грамматическая конструкция в результате более осмысленной работы была ими хорошо усвоена. Кроме того, учащимся понравилась частая смена деятельности, активизация разговорной речи, работа в парах и группах.
Таким образом, при помощи модели «Бумеранг» можно успешно организовать урок английского языка с использованием отечественного УМК по английскому языку.
Список литературы:
Биболетова М. З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык: базовый уровень: 10 класс: учебное пособие — 6-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2018. — 216 с.
Jeremy Harmer How to teach English? – Longman, 1998. – 208 c.
Karin Ende, Rüdiger Grotjahm, Karin Kleppin, Imke Mohr Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung. – Klett, 2013