Методы стимулирования в воспитании младших школьников - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Методы стимулирования в воспитании младших школьников

Семенова Е.И. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, вопрос о применении методов стимулирования является очень актуальным, поскольку их значение в системе воспитательных воздействий весьма значительно. Однако они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Многие педагоги используют их в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на современном этапе развития теория и практика воспитания имеет богатейший арсенал различных методов и приемов воспитания. Однако, не смотря на большую популярность и широкое распространение методов стимулирования, педагоги зачастую или не правильно применяют данные методы, или не в полной мере продуманно, что ведет за собой к неисправным ошибкам или к не эффективным педагогическим действиям.

Воспитательный процесс – это двухсторонний взаимосвязанный процесс деятельности учителя и ученика. Учитель организует, планирует, направляет, корректирует, а ученик или поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ученик одновременно выступает и как объект воспитания (руководят взрослые), и как субъект (сам действует, усваивает). Поэтому воспитательный процесс связан со сложными и глубинными, внутренними отношениями, пронизывающими все составные элементы процесса воспитания [8, с. 4].

Процесс воспитания осуществляется с помощью различных методов воспитания. Методы воспитания – комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые, можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата [3, с. 104-105]. В педагогическом процессе существует множество классификаций методов воспитания, в которых выделяется такая группа, как группа методов стимулирования.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования [12, с. 416].

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов выделяют систему общих методов осуществления целостного педагогического процесса, отмечая в ней группу наиболее распространенных методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание [2, с. 69-70].

Поощрение является таким педагогическим воздействием на ребенка, в котором воспитатель выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного ученика (или коллектива). Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов [13, с. 147-148].

Это метод активного побуждения воспитанника к положительной, инициативной деятельности, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, развивает творческие силы человека, помогает ему осознать степень своего вклада в достижение общих целей, закрепить положительные черты характера [3, с. 107].

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок [7, с. 518].

Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

Воспитатели, поощряя ребёнка, должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами [9, с. 291].

В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития. Поощрение направлено на совершенствование ребенка [14, с. 147-148].

Наказание – мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. A.C. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их [Там же, с. 148].

Данный метод – это педагогическое воздействие, которое применяется, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила повеления. При помощи наказания педагоги и родители помогают ребенку осмыслить неблаговидность того или иного его поступка, понять недопустимость совершенного, почувствовать себя виновным и сформировать психологический барьер для повторного совершения подобных действий. Выделяют следующие виды наказания в школе – порицание, выговор перед классом, удаление с урока, оставление после урока для выполнения несделанного задания, вызов родителей, вызов нерадивых учащихся на педсовет, объявление выговора приказом директора, снижение отметки по поведению и т. д. вплоть до отчисления из школы, осуществляемое как исключительная мера наказания [13, с. 203].

Соревнование – метод стимулирования в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Главным условием действенности соревнования, как метода стимулирования в воспитании, является умение педагога вызнать у младших школьников желание принимать в нем участие. В этом случае надо умело настроить детей на участие в соревновании. Также, важным в соревнованиях выступает требование, чтобы перед соревнующимися школьниками выдвигались всё новые привлекательные цели; условия должны быть доступными, оформление соревнования – красочным  [12, с. 417].

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи [Там же, с. 418].

Таким образом, можно утверждать, что воспитательный процесс проходит более эффективно и позволяет достигнуть поставленных целей, при условии, если у воспитанника имеются сильные, глубокие мотивы, побуждающие в нем желание преодолевать различные препятствия и трудности, которые возникают перед ним и активно участвовать в самом процессе воспитания по совершенствованию самого себя.

Проблемы морали, вопросы формирования благородного человека всегда интересовали педагогическую общественность. Во все века люди высоко ценили честность, целомудрие, добродетельность.

Одной из наиболее важных сторон многогранного процесса становления личности является нравственное воспитание, которое предполагает освоение младшим школьником моральных ценностей; формирование таких нравственных качеств, как вежливость, справедливость и др., а также зарождение способности ориентироваться на идеал, жить согласно этическим принципам, нормам и правилам, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении [6, с. 26].

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Методы воспитания – это способы воздействия педагога на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Применительно к школьной практике можно сказать, что это способы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые способствуют изменениям в уровне развития качеств личности младших школьников.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от примитивных навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия решения и моральный выбор [5, с. 37].

В педагогическом процессе воспитания одной из основных и важных является проблема стимулирования деятельности младших школьников, т.е. влияние и воздействие на учащегося, с целью добиться от него желаемого поведения, взглядов и нравственного мышления. В определенном смысле это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Главным назначением группы стимулирующих педагогических методов воспитания является активизация позитивного развития личности и торможение деструктивных процессов.

В арсенале учителя выделяют четыре группы методов стимулирования нравственного поведения учащихся: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные. Каждая группа представлена конкретными приемами создания условий для повышения мотивации учащихся. Перечислим их.

Эмоциональные методы стимулирования – это поощрение (похвала), наказание (порицание), создание ярких наглядно-образных представлений и положительное подкрепление (создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание), а также удовлетворение желания быть значимой личностью. Среди педагогов бытуют разные взгляды на использование методов эмоционального стимулирования. Так, Ш.А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не следует. А.С. Макаренко говорил, что большую пользу приносит поощрение, а наказание надо использовать изредка, при необходимости. Есть и те, кто убежден, что только суровые меры приводят к желаемым результатам [11, с. 12].

В группу познавательных методов стимулирования входят опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации и побуждение к поиску альтернативных решений.

К волевым методам стимулирования относят предъявление требований, информирование о последствиях поступка, побуждение к ответственному отношению, самооценку деятельности, коррекцию поведения и прогнозирование будущего.

Социальные методы стимулирования связаны с использованием следующих приемов: развитие желания быть полезным Отечеству, побуждение подражать сильной личности, стимуляция взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. С этой целью применяются на уроках разные формы работы: это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Её особенность заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. В беседу можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог [Там же].

В наши дни в теории прочно утвердилась мысль, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и гуманны, и эффективны. Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования.

Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности. Процесс педагогического стимулирования предполагает интериоризацию внешних, объективных, социально ценных побудителей в личностно значимые мотивы школьников, способствует формированию у них положительного эмоционального отношения к средствам и методам воздействия [10 с. 12].

Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу учащихся.

В группе эмоциональных методов стимулирования чаще рекомендуется использовать поощрение (похвалу) и положительное подкрепление (создание ситуации успеха). Создание ситуации успеха направлено на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо приема поощрения.

Методы эмоционального стимулирования – важная, но не единственная часть педагогической деятельности. Генеральная перспектива педагогики заключается в развитии потенциала самовоспитания учащихся, что в принципе соответствует закономерностям развития человеческого сознания.

Для оценки поведенческого компонента нравственного развития младших школьников рекомендуется использовать метод экспертных оценок. Его можно считать основным в оценивании поведенческого компонента нравственного сознания младших школьников. В качестве экспертов выступают учителя и родители учащихся.

Для оценки показателей воспитанности можно использовать модифицированный опросник «Сформированность нравственных ориентиров младших школьников» [1, с. 95]. Учителю предлагается оценить поведенческий компонент нравственного сознания всех младших школьников, обучающихся в классе, а родителям – поведенческий компонент нравственного сознания своего ребенка. Критериями оценки выступают: нравственные знания, убеждения, поступки ученика; восприимчивость к воспитательным воздействиям; дисциплинированность; выполнение гигиенических требований; отношение к учению; отношение к труду; отношение к общественным обязанностям; участие в коллективных делах [4, с. 29-34].

Таким образом, вышесказанное позволяет предположить, что использование учителем всей совокупности методов стимулирования дает достаточно высокие показатели в уровне нравственной воспитанности младших школьников, способствует развитию у них честности, ответственности, трудолюбия, стремления к образованности и терпимости. Также у младших школьников происходит формирование социально важных качеств – миролюбия, уважения других людей, бережного отношения к здоровью и дружественности.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в воспитательном процессе методы стимулирования играют большую роль. При их использовании педагог воздействует на психическую сторону личности, вызывает в ней стимул и переживания, а также внутреннюю мотивацию ребёнка к активности в работе над своим нравственным развитием. Но в то же время методы стимулирования не являются основными методами воспитания, поскольку они направлены на определенный круг воспитательных задач. Методы стимулирования выступают лишь вспомогательными средствами для усиления положительных побуждений воспитанника и торможения отрицательных.

Литература

Алдакушева Е.С. Методика оценивания сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением младшего подросткового возраста // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 5. – С. 94-99.

Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. – М.: Издательство «Высшая школа», 2006. – 256 с.

Козьяков Р.В. Психология и педагогика. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2013. – 727 с.

Кулаченко М.П., Старых М.В. Методы стимулирования в нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2010. – № 8. – С. 29-34.

Максакова Л.В., Айрумян Г.С. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника // Аспекты и тенденции педагогической науки. – 2018. – №4. – С. 35-37.

Момов В.М. Человек. Мораль. Воспитание. – М.: Издательство «Прогресс», 1975. – 163 с.

Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство «Педагогическое общество России», 2008. – 576 с.

Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. III: теория и методика воспитания: курс лекций: учебное пособие. – Москва-Берлин: Издательство «Директ-Медиа», 2015. – 161 с.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. – 365 с.

Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: кн. для учителя. – М.: Издательство «Просвещение», 1990. – 208 с.

Секачева И.Н. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 11-14.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Шиянова Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 576 с.

Титов В.А. Общая педагогика. – М.: Издательство «А-Приор», 2008. – 271 с.

Титов В.А. Педагогика начальной школы. – М.: Издательство «Приор-издат», 2008. – 224 с.

Просмотров работы: 1117