Деловая игра - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Деловая игра

Кузьмичёва Ю.А. 1
1Государственный университет Дубна
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Образование является одним из важных социальных институтов общества и государства. В зависимости от качества образования будет формироваться мировоззрение большинства слоёв населения. В ходе обучения человек развивает в себе познавательные потребности, основной целью которых является саморазвитие и самореализация.

С помощью полученных знаний человек ориентируется в современном информационном пространстве. Однако данная способность на прямую зависит от эффективности процесса получения этих знаний. Исходя из этого формируется необходимость в продуктивном проведении образовательного процесса [1, 11].

Существует множество форм проведения занятий, ориентированных на получение, усвоение и анализ знаний. Одним из активных методов обучения, способствующих удовлетворению этих задач является деловая игра [1, 11].

В деловых играх на основе моделирования жизненной ситуации участники имеют возможность воссоздать определённый вид профессиональной деятельности в игровой форме. Путём коллективного взаимодействия участники приходят к оптимальному решению проблемы, поставленной перед ними в сфере рассматриваемой профессиональной деятельности [2, 4].

Основные положения

История возникновения деловой игры

Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 году в городе Ленинграде. Однако из-за определённых причин она перестала использоваться в СССР. Возобновление её использования произошло в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. В нынешнее время деловые игры получили широкое распространение в учебном процессе. Начиная с 60-х годов 20 века в педагогике СССР деловые игры привлекали всё большее внимание.

Сейчас использование деловых игр имеет большое распространение в работе с людьми разных возрастов: дошкольниками, подростками, студентами, и д. р. Так же они используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе [2, 3, 4].

Классификация деловых игр

Существует большое разнообразие классификационных признаков деловых игр.

Так, например, в зависимости от целей участников игры, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные [3, 5].

Помимо этого, игры могут делиться по времени проведения, результату, методология и д. р.

Классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

По времени проведения:

без ограничения времени;

с ограничением времени;

игры, проходящие в реальное время;

игры, где время сжато.

По оценке деятельности участников:

балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

оценка работы участников отсутствует.

По конечному результату:

жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

По конечной цели:

обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;

поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения [3, 5].

По методологии проведения:

луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия») –
игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;

имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

организационно-деятельностные игры – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

инновационные игры – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

ансамблевые игры – формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб» [3, 5].

Основание классификационные признаки деловых учебных игр:

степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);

наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);

уровень проблемности: первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации; второй уровень «арактеризуется вовлечением участников в со размышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов;

степень участия в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);

длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры, длящиеся несколько дней) и т.п.;

характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);

характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;

способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ);

динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);

тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом» [4].

Структура деловой игры

Имитационная и игровая модели.

Основополагающей частью для создания деловой игры является разработка имитационной и игровой моделей. Эти модели накладываться друг на друга, формируя структуру деловой игры.

Имитационная модель передаёт определённую ситуацию или явление реальной жизни, который является прототипом модели или объектом имитации. С его помощью формируется предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель используется в качестве способа описания работы участников –  имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Цепочка решений или сценарий

Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Проблемное содержание игры

Проблема игры – это предмет деятельности участников игры, который заменяет предмет реальной профессиональной деятельности.

Команды. Роли игроков

Роли и функции участников игры формируют картину должностей того фрагмента профессиональной деятельности, который смоделирован в игре.

Правила

Правила игры – проецируют характерные черты реальных процессов и явлений, смоделированных в процессе ролевой игры.

Система оценивания

С помощью системы оценивания обеспечивается контроль качества организационных решений игроков. Так же эта система помогает для формирования игрового плана учебной деятельности.

Признаки деловой игры:

Моделирование деятельности, выполнение определенных заданий, ролей, поиск способов решения проблемы [8].

Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. Д [6, 8].

Распределение ролей между участниками игры.

Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

Коллективная выработка решений участниками игры.

Многоальтернативность решений.

Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры [8].

Деловая игра для разных возрастов

Деловая игра для дошкольников

Основной из задач деловой игры для детей дошкольного возраста является формирование благоприятной среды для исследовательской деятельности и анализа новой информации. В этом возрасте наиболее продуктивным способом обучения является интерактивный, так как в малом возрасте ребёнок не способен воспринимать большой объём информации.

Благодаря деловой игре у детей дошкольного возраста происходит формирование некоторых навыков: развитие речи, творческих способностей, умение работать, взаимодействуя с другими участниками и д. р. Помимо этого, у детей начинает создаваться общее представление о профессиях, на основе которого в дальнейшем может сформироваться собственный выбор определённой профессии [9].

Деловая игра для школьников

Нынешнее время очень трудно с подвигнуть учащихся школы сфокусироваться на обучении и привить им стремление к знаниям. Для организации обучающего процесса часто используется такие активные методы обучения, как деловая игра. Для её проведения необходимо поставить перед учащимися определенную задачу в некой предметной области, распределить роли для каждого, поставить цель и привлечь к коллективной деятельности, моделирую профессиональную деятельность.

С помощью деловой игры, учащиеся имеют возможность смоделировать определённую ситуацию или явление из реальной действительности. Данный процесс может способствовать развитию интереса к той или иной деятельности в рамках изучаемой дисциплины. Помимо этого, в ходе данной игры могут проявляться творческие и организаторские способности учащихся [8].

В ходе деловой игры, учащиеся могут получить такие навыки как:

эффективное сотрудничество и конкуренция с другими участниками игры;

продуктивная коммуникация с окружающими;

предотвращение конфликтов [8].

Деловая игра для студентов

Для студентов деловая игра способствует профессиональному самоопределению, стимулирует к творческой деятельности и развитию компетентности в профессиональной деятельности [7].

С помощью игры моделируют ситуации из реальной действительности и в ходе коллективных обсуждений происходит поиск наиболее эффективного решения на основе собственного опыта или имеющихся знаний в определённой сфере профессиональной деятельности.

Игры дают возможность моделировать типичные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности обучающегося [6, 7].

Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к профессиональной деятельности [7, 11].

Цели деловой игры

Основной целью деловой игры является коллективное обучение участников, в ходе которого происходит моделирование проблемы, ситуации, явления в определённой сфере профессиональной деятельности. При прохождении игры рассматриваются, анализируются и выбираются наиболее эффективные пути решения задачи, которая стоит перед участниками. С помощью данной игры происходит выработка умений и навыков к прогнозированию разливного рода событий, которые могут быть характерны для рассматриваемого вида профессиональной деятельности, а также навыков к формированию общего представления о специфике этой деятельности [9, 12].

Коллективное взаимодействие способствует развитию коммуникационных способностей участников и навыков коллективного поиска решения проблемы. Помимо формирования и развития навыка моделирования, происходит формирование и развитие такого навыка как проектирование [9, 12].

Заключение

Одной из основных целей образования нынешнего времени является повышение уровня заинтересованности учащихся в познавательной деятельности. Этому способствует создание и развитие новых методов обучения. Для наиболее эффективного обучения разрабатываются новые технологии, в качестве которых можно рассматривать деловую игру.

Роль деловой игры в образовании состоит в формировании интереса учащихся к познанию новых навыков, связанных с профессиональной деятельностью. Помимо образовательной функции, деловая игра обладает воспитательной, коммуникативной, развивающей, прогностической, и д. р. При прохождении этой игры формируются организаторские, творческие, социальные и другие способности. Учащиеся развивают профессиональную активность, самостоятельность в процессе познавательной деятельности [12].

Список литературы

Асташова Н. А Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43109468&selid=43109606. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 07.12.2020.

Борлукова М. Н., Гроголь Н. В. Деловая игра как один из видов игровой технологии. / Газета Изд. дома «Первое сентября» – 2014. – №3 С 131. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/510870. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Буркова С. Е, Воронова И. В., Келлер И. А. Деловая игра как форма активного обучения / Газета Изд. дома «Первое сентября» – 2014. 4 С 196. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/643165. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Васильева Е. В. Педагогические технологии. Деловая игра / Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2015. №5 С 259. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/654320. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Дьякова Л. А. Использование деловой игры для развития навыков разрешения конфликтов будущими специалистами / Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43109606. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Жане С. Р., Абушкевич Т. Н, Панжинская Н. Н. Деловая игра как инновационная технология активизации познавательной деятельности студентов на занятии. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43109801. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Жаткамбаева Ж. Н., Асаналиев М. К Деловая игра как средство развития творческих способностей студентов. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43160727. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Золотарева А. М., Дугарова И. К Деловая игра как способ формирования компетенций, обучающихся. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43066793. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Кокшарова Е. С. Педагогический совет (деловая игра) «Проектная деятельность» / Газета Изд. дома «Первое сентября» – 2019. №5 С 1. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/675325. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Кульгина Л. А., Камчаткина В. М. Деловая игра как способ профориентации. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43126069. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Саранцев Г. И. Общая педагогика, история педагогики и образования «Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра» / Научный журнал Интеграция образования Integration of Education – 2016 – №2 – С 211-217. – URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/16-2/07.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Светлова Ю. С. Деловая игра как активный метод обучения. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43094334. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.11.2020.

Просмотров работы: 30