СОВРЕМЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ: ЭТАПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОВРЕМЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ: ЭТАПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой метод действий студентов и преподавателя направлен на получения знаний учащихся, на решение этапов, связанных с обучением. Все этапы обучения являются составной частью обучения. Каждая сторона метода дополняет собой другую.

В каком бы порядке и взаимодействии с другими не применялись этапы занятий, в итоге их совокупность приводит к результату учебного процесса. Например, базовые понятия во время объяснения, преподаватель диктует студентам под запись [1].

Поэтому один из этапов занятий может даваться студенту для самостоятельного изучения, другие разбираются в аудитории под руководством преподавателя. Объяснение студентам нового материала на лекциях относится к самостоятельным методам обучения.

А вот практическая работа, направленная на исправление ошибок учащихся, рассматривается в качестве упражнения и методов их ведения. Теория образования, направленная на изучение проблем обучения, носит название дидактика. В нее вошли следующие методы обучения:

словесный, в который входит устное объяснение предмета или его печатный аналог;

наглядный, который приобретается в процессе выполнения практических работ, изучения наглядных пособий, приобретения навыков и умений, вырабатываемых в процессе практических действий;

проблемный.

Самым распространенным из всех методов обучения в технических специальностях является словесный метод. Посредством этого метода большая по объему информация передается в самые короткие сроки. Вместе с передачей информации перед учащимися ставятся конкретные задачи и указываются пути их решений.

Посредством слов можно не только донести до студента нужную информацию, но также пробудить к активной деятельности его память, способность к построению образов, активизировать эмоции. Рассказы, объяснения, дискуссирование, лекции, работа с печатными изданиями, все это относится к словесному методу.

Под рассказом подразумевается устное изложение небольшой по объему и продолжительности информации повествовательного характера с примерами конкретных событий, с характеристиками героев литературы, деятелей, оставивших свой след в истории. Устно можно поделиться опытом работы фабрик, заводов.

Рассказ можно сопроводить наглядными пособиями, демонстраций фильмов, диаграммами, документами. Каждый рассказ должен содержать в себе идею, достоверность, научные факты. Преподаватель должен излагать материал студентам доступным, понятным языком с элементами своего видения событий.

Под объяснением понимается набор словесных толкований свойств, которые признаны закономерными. Объяснение обычно строиться на описании фактов и вытекающих из них последствий. Объяснением пользуются для раскрытия новых знаний, изучения явлений [2].

В научных исследованиях часто используют не аргументы, а предполагаемые гипотезы без конкретных доказательств. Объяснение должно обладать логикой повествования, быть построено на доказательствах, причинно-следственных связях, использовании сравнений и сопоставлений.

Цель любой беседы направлена на усвоения знаний. Опытный преподаватель, опираясь на свои знания, учит студентов понимать новый материал через вопросы и ответы. Вопросы задаются всей аудитории, а отвечает один ученик. При этом к ответу готовятся все студенты.

Предназначение беседы – изучить новый или закрепить пройденный материал. Вопросы не должны быть двоякими, то есть одновременно вопросом и ответом на него. Их формулировка должна быть четкой и краткой. А предполагаемые ответы развернутыми и содержательными, а не однозначными «да-нет».

Беседа содержит в себе риски того, что неправильно данный ответ одного студента может зафиксироваться в памяти других учащихся. Но, с другой стороны, активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся. К тому же беседа не бывает краткой, для ее ведения требуется время [3].

Метод дискуссии направлен на глубокое понимание проблемы. Его роль – обучение и воспитание в студенте самостоятельного мышления. В дискуссии обычно участвуют хорошо подготовленные, зрелые студенты со своим мышлением и умением отстаивать точку зрения, отличающуюся от других.

Самостоятельная работа с книгой дома или в аудитории под присмотром преподавательского состава – это еще один вид обучения. Его разновидность – конспектирование. Состоит оно из подготовленного плана и ответов, заключенных в самом плане.

В ходе лекций студенты технических специальностей получают информацию, которой нет в учебниках. Это знания, взятые преподавателем из нескольких печатных изданий и обобщенные. На получение информации в ходе лекций педагога тратится меньше всего времени. Но преподаватель должен не только давать студентам знания, его задача научить их думать самостоятельно.

Семинары добавляют, закрепляют и углубляют знания, полученные на лекциях или работе с книгой. Они учат самостоятельно уметь излагать свои знания перед сокурсниками, вести обсуждение конкретного вопроса или проблемы. Любому семинару предшествует тщательная подготовка тех, кто его проводит и самих учащихся. В конце занятий выступления студентов подлежат обсуждению и оценке [4].

К учебному процессу также относятся экскурсии, направленные на накопление сведений путем визуализации, что важно в технических специальностях. На промышленных производствах экскурсии направлены на знакомство молодого поколения с самим производством, с ассортиментом продукции, которое оно выпускает, с оборудованием для выпуска товаров. Экскурсии познавательного характера прививают любовь к предмету изучения, гордость за выбранную профессию. Относится экскурсия к словесным методам обучения.

К наглядным методам обучения относятся иллюстрации и демонстрацией. К иллюстрации относятся плакаты, картины, таблицы, разного вида пособия, карты. Демонстрация – это опыты, показ слайдов, фильмов, наглядное знакомство с приборами и установками.

Выполнение упражнений, лабораторных и практических работ относят к практическим методам обучения. Для их понимания и закрепления практической стороны требуется неоднократное повторение определенных действий. Упражнения, которые сопровождаются комментариями со стороны студента, помогают учителю корректировать действия ученика, обращая внимание на его ошибки.

На метод обучения его выбор влияет постановка выбранной цели, особенность предмета изучения, уровень подготовки студентов и многое другое, от которого зависит эффективность методов обучения в технических специальностях.

Список литературы

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2014.

2. Газизова Г.М. «Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями». // Труды МЭЛИ: электронный журнал, 2018.№ 7. С. 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.meli.ru/e-magazine/vipusk7.htm/

3. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. «Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов» // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалырегиональнойнаучно-практическойИнтернет-конференции, 2019. С. 129.

4. Xajieva I., Babadjanova U., Kenjayeva Kh., Adambaeva F. The importance of spiritual values in the upbringing of the harmoniously developed person in teaching and learning process. // International Journal of Advanced Science and Technology. Vol.29 No: 5 (2020). Р. 14961499.

5. Ниязов Л.Н., Содикова С.Ш. Сравнительный анализ обучения студентов технического и медицинского направления методом кейс // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн., 2020. № 4 (70).

Просмотров работы: 4