Сeмья – это мaлaя гpyппа, основаннaя на браке, или на кpовном родстве, или на общности жилья и бюджета (без регистpации брака), члены которой объеденены общностью быта, обоюдной морaльной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокyпность норм, санкций и образцов поведения, регламентирyющих связь междy мужем и женой, отца с матерью и детьми, детей междy собой.
Семья – основной инститyт социализации как подрастающих поколений, так и взрослых. Она представляет собой персонaльную среду жизни и развития, качество которой определяется параметрами конкретной семьи. Это следующие параметры:
1) демографический – состав семьи (большая, включает других родственников, или нуклеарная, включает лишь родителей и их детей; полнaя или неполнaя; однодетная, мaло- либо многодетная);
2) социально-культурный – общеобразовательный ypовень членов определенной сeмьи и их yчастие в жизни общества;
3) социально-экономический – материальные характеристики и занятость членов семьи на работе;
4) технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилья, характерные особенности образа жизни членов семьи [4, с. 95].
Семья – это непосредственная сфера существования и развития ребенка. Семья считается «промежуточным звеном» между обществом и растущим человеком, она не только лишь опосредует воздействие социума на ребенка, но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение и деятельность ребенка. Непосредственно в семье он приобретает первоначальный опыт межличностных отношений, в семье закладываются основные принципы его жизненной позиции [11, с. 26].
Воспитание в семье, школе и социуме осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким воздействием на полный комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является средой обитания, и в то же время воспитательной средой. Воздействие семьи, в особенности в начальный период жизни ребёнка, значительно превышает другие воспитательные влияния [7, с. 347].
Какую бы сторону формирования человека мы ни взяли, всегда окажется, что основную роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Особенность воспитания в семье выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. «Изначально семья, как правило, основывается на чувстве любви, характеризующем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга», – подчеркивает Е.В. Головнева [2, с. 96-97].
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные социально значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку [10, с. 532].
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие чeловека. B младенчестве и в раннем детстве семья игpает определяющую роль, которaя не может быть компенсирована другими институтами социализации. B детском, млaдшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, a к старости вновь становится доминирующей.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. B первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибyты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоционaльных реакций, различные установки, вкyсы, поведенческие образцы, связанные c мускулинностью (мyжскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогaя или мешая формированию психологического пола подростка, юноши, девушки.
B-третьих, семья играет ведущyю роль в умственном развитии ребенка, a также влияет на отношение детей, подростков, юношей и девушек к yчебе и во многом определяет ее успешность. Ha всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектyaльном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
B-четвертых, семья имеет вaжное значение в овладении человеком социальными нормами, a, когда речь идет o нормax, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинaльным. B частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удaлось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком теснyю эмоционaльнyю связь.
B-пятых, в семье формируются фундаментaльные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социaльных и межэтнических отношенияx, a также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устpемления, планы и способы их достижения.
B-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого [4, с. 96-97].
Таким образом, семья выполняет чрезвычайно важные функции в воспитании ребенка, нарушения в выполнении которых в ряде случаев не могут быть компенсированы другими социальными институтами [11, с. 26].
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой [8, с. 134].
Папа, мама и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и итог воспитания может быть успешным, когда они станут союзниками. В основе союза – единство стремлений, взглядов на педагогический процесс [1, с. 25]. По классификации Л.В. Байбородовой формы взаимодействия педагогов и родителей бывают:
1) коллективными: родительские собрания, лектории, конференции, проводимые с целью обмена опытом, вечера проблем и решений, диспуты-размышления по вопросам детского воспитания, встречи родителей с администрацией школы и учителями, дни открытых дверей;
2) групповыми: взаимодействие с родительским комитетом, консультации в группах, практические занятия для родителей с привлечением специалистов;
3) индивидуальные: беседы, личные разговоры, консультации-рассуждения, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка [1, с. 25].
В последнее время большое внимание привлекают нетрадиционные формы взаимодействия, способные вызвать заинтересованность к проблемам и найти подходящие решения в ускоренном темпе. К примеру, одной из таких форм общения родителей и преподавателей является родительский ринг. Большое количество мам и пап высказывают категоричные суждения по проблемам воспитания, однако в это же время они не обращают внимания на уровень способностей и возможностей собственного ребенка. Некоторые из них полагают, что их методы воспитания совсем не подлежат критике и исправлений со стороны педагога. Родительский ринг даёт им возможность либо самоутвердиться в правильности своих способов воспитания, либо исправить собственные мысли, понять, что они делают правильно, а какие шаги не стоит совершать. Значимость родительского ринга состоит в том, что на нём активно обсуждают актуальные проблемы психологического и педагогического характера [6, с. 43-44].
Перечислим наиболее известные проблемы во взаимоотношениях семьи и учебной организации:
1) недостаток у родителей времени на общение с ребёнком из-за их сильной занятости;
2) беспокойное, пессимистическое состояние людей;
3) увеличение количества неполных семей;
4) безучастность родителей в школьной жизни детей;
5) недоверие к образовательной организации и отрицательное отношение к процессу воспитания в школе;
6) низкий уровень духовной культуры родителей младших школьников [5, с. 76-77].
Применяя тонкий психологический и этически выверенный подход, каждый преподаватель обязан отыскать точки соприкосновения с мамами и папами школьников, что непросто осуществить, поскольку родители, как правило, стоят в защитно-оберегающей позиции, однако педагог способен совершить это, основываясь на правилах эффективного взаимодействия с родителями, к которым относится: забота о ребёнке и его развитии; уважительный подход к родителям школьника, несмотря на их социальное положение и другие общественные штампы; соблюдение такта с указанием конкретных направлений развития личности младшего школьника; открытость взаимодействия и его оптимистическая направленность [12, с. 13-14].
Образовательная помощь учителя направлена на педагогическое и психологическое просвещение родителей детей младшего школьного возраста. Она содержит анализ важности авторитета мамы и папы для детей, взаимоотношений разных поколений семьи, способов педагогического воздействия на ребёнка, половозрастных характеристик при воспитании, социально-психологических проблем воспитания педагогически запущенных детей, негативного отражения безнадзорности и беспризорности на психическом состоянии младшего школьника, роли родителей в самовоспитании детей, эффективности правила «кнута и пряника», особенностей воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; причин и последствий аморального и асоциального поведения.
Психологическая помощь – это, прежде всего, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного климата в семье, и коррекция отношений между людьми (в случае нарушения нервно-психического и физического состояния детей).
Посреднический компонент комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей связан с помощью в организации досуговой деятельности и активизацией разных ведомств для решения проблем семьи [9, с. 25-26].
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры воспитания родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи ребёнка, на усиление её воспитательного потенциала.
К методам работы классного руководителя относят:
1) наблюдение;
2) беседа;
3) тестирование;
4) анкетирование и т.д.
Все изложенное свидетельствует, что во взаимоотношениях с родителями педагог должен быть советником, информирующим родителей о важности взаимодействия с их детьми и о путях их сотрудничества; консультантом, рассказывающим о семейном законодательстве, его особенностях и нормативных нововведениях, межличностном взаимодействии в семье, методах воспитания с учетом персональных особенностей семьи; защитником прав детей в случае деградации родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение к детям и другое).
В заключение подчеркнем, что формирование, развитие педагогической и психологической культуры населения, улучшение качества семейного воспитания – это базисная цель системы психолого-педагогического сопровождения семьи [3, с. 76-78].
Таким образом, организация работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше современных и традиционных форм и методов работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание своих детей, укрепляет связи родителей и ребёнка, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
Литература
Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2003. – 224 с.
Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М: Издательство «Высшая школа», 2006. – 256 с.
Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся // Начальная школа. – 2017. – №2. – С. 76-78.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
Нечаев М.П. Системный подход к организации работы классного руководителя с родителями обучающихся // Классный руководитель. – 2015. – №7. – С. 76-78.
Нохрина О.Ю. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями // Начальная школа. – 2015. – №7. – С. 43-44.
Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 365 с.
Рожкова М.И. Классному руководителю: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС, 1999. – 280 с.
Скударева Г.Н. Новые возможности активизации взаимодействия родителей и школы // Начальная школа. – 2014. – №8. – С. 25-29.
Сластенин В.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2006. – 40 с.
Щуркова Н.Е. Взаимодействие с родителями как педагогическое влияние на семейное воспитание ученика // Классный руководитель. – 2015. – №7. – С. 12-15.