Цифровизация экономики Китая - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Цифровизация экономики Китая

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Китай — страна, обладающая колоссальными человеческими и финансовыми ресурсами, а также претендующая на статус инновационной державы и технологического лидера, активно продвигает цифровизацию экономики на государственном уровне на протяжении последних лет.

С периода начала в Китае политики реформ и открытости 1978 г. в сфере информационных и коммуникационных технологий страны произошел огромный рост. Начиная с развития микроэлектроники и появления ЭВМ в 1980-е гг., сети Интернет в 1990-е, в 2000-х гг. появляется робототехника, искусственный интеллект, технологии «блокчейн», «биг дата».

В последние годы в Китае наблюдается рост цифровизации экономики, преимущественно в таких сферах, как электронная торговля, финансовые технологии, сфера производства. Элементы цифровой экономики все более присутствуют в повседневной жизни граждан. Встречаются разные подходы к обозначению доли цифровой экономики в структуре ВВП.

Согласно данным из доклада Китайской академии информационных и коммуникационных технологий (CAICT) при Министерстве промышленности и информационных технологий КНР, объем цифровой экономики Китая в январе — июне 2018 г. достиг 16 трлн юаней (2,32 трлн долл. США), что эквивалентно 38,2% ВВП страны (в 2017 г. — 32,9%) .

На сегодняшний день Китай не занимает лидирующие позиции по показателям цифровизации. Индекс цифровой адаптации Всемирного Банка ставит Китай на 50-е место среди 131 страны, индекс цифровизации Мирового экономического форума определяет Китай на 59-е место из 139 стран. Что свидетельствует о средней позиции Китая среди стран — инновационных лидеров.

Определение феномена цифровизации

Исследование процессов цифровизации привело к необходимости определения понятия. Согласно определению Международного Валютного Фонда, в узком смысле под цифровизацией понимается «развитие сферы информационных и коммуникационных технологий, которая включает телекоммуникацию, интернет, IT-сектор, программное обеспечение». В более широком смысле к вышеобозначенной сфере добавляются «традиционные секторы экономики, интегрированные с цифровыми технологиями, услуги».

По данным Всемирного Банка, более 40% населения планеты имеют доступ к интернету, среди беднейших 20% домохозяйств мобильный телефон имеется почти в каждых семи из десяти/

Правительство Китая ставит амбициозные цели по достижению доли цифровой экономики 50% в структуре ВВП к 2030 г. Наряду с транслированием инициативы «Один пояс — один путь» лидер Китая использует международные площадки для обозначения растущей роли цифровых технологий в экономике страны. Так, в 2016 г. Китай выступал страной-хозяйкой Саммита «Группы двадцати» (G-20) в г. Ханчжоу, в 2017 г. в китайском городе Сямэнь прошел Саммит БРИКС. На двух саммитах в своей повестке Китай обозначил проблемы глобальной торговли, цифровой экономики, электронной торговли, кибербезопасности.

Таким образом, на международной арене лидер Китая связывает процессы цифровизации и технологического развития с процессами глобальной торговли, что является принципиально важным для экспортоориентированной экономики страны. Пекин ставит целью укрепление технологического потенциала и достижение уровня развитых стран, внедрение цифровых технологий в производство и жизнь граждан.

Регулирование процессов цифровизации в Китае

Задачи по реализации политики в сфере цифровизации закреплены за Государственным Советом КНР при руководящей роли Коммунистической партии Китая. Сфера находится в ведении таких структур, как Министерство науки и технологий, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство образования, Центральная ведущая группа по кибербезопасности и информатизации, Комиссия по развитию и реформам, а также подведомственных институтов — Китайской академии наук, Китайской академии информационных и коммуникационных технологий.

Нормативно-правовая база в области цифровизации и технологий активно развивается с начала 2000-х гг.

Правительство Китая приняло такие документы, как Национальная среднесрочная программа развития науки и технологий (2006–2020 гг.), Государственная стратегия по развитию информатизации (2006–2020 гг.), программа «Цифровая экономика — 2020: план действия для китайских предприятий». План «Цифровой Китай» (2016–2021 гг.), в рамках которого реализуются две программы — «Сделано в Китае — 2025», задача которой заключается в повышении производительности с использованием цифровых технологий и «зеленых» стандартов, и «Интернет плюс» — трансформация промышленности с использованием цифровых технологий, мобильного интернета, проведение к 2025 г. компьютеризации всех имеющихся на территории КНР предприятий.

Перед лицом новых экономических форм и изменений в социальных отношениях Китай ставит задачи по адаптации и совершенствованию интернет-законодательства, ускорению формирования полной правовой системы, чтобы обеспечить более сильную правовую защиту для развития цифровой экономики.

Опыт политики цифровизации Китая

Уровень цифровизации экономики связан с развитием экономики того или иного региона Китая. В таких мегаполисах, как Пекин или Шанхай, уровень цифровизации экономики достигает 45% ВВП (что сопоставимо с Японией), в центральных провинциях Хэнань, Аньхой — около 15% ВВП.

Интересен исторический опыт электронной торговли Китая, так называемый феномен «Шацзи». В 1980-е гг. основой экономики деревни Дунфэн в городском поселении Шацзи провинции Цзянсу было свиноводство; в 1990-е гг. на смену ему пришла переработка пластиковых отходов. В 2006 г. один из ее жителей, уехавших на заработки, вернулся в деревню и открыл первый интернет-магазин по продаже простой мебели. Успех его начинания побудил других сельчан последовать его примеру, так, к 2010 г. работали более 30 предприятий, которые обслуживали 400 домохозяйств, продававших товары через интернет по всему Китаю. Шацзи стал одной из первых «деревень Таобао» («Таобао» — платформа электронной торговли, которой управляет корпорация «Алибаба») — поселений, в которых не менее 10% домохозяйств занимаются электронной торговлей. Феномен «деревень Таобао» и рост масштабов электронной торговли в Китае в целом показывают, как интернет способствует преодолению изоляции, росту эффективности и развитию инноваций. В конце 2014 г. в 200 «деревнях Таобао» торговлей занимались более 70 тыс. чел.

КНР является лидером по объему платежей с помощью мобильных приложений. В КНР действуют крупнейшие небанковские платежные приложения Alipay, WeChatPay. Объем мобильных платежей в 2018 г. достиг отметки 200 трлн юаней (31,2 трлн долл. США).

Факторы роста цифровизации в КНР

Отметим ключевые факторы, которые способствуют процессам цифровизации экономики современного Китая.

Политические. Высокие расходы государства на образование и исследования, политическая воля для решения социальных проблем и мегатенденций (урбанизация, охрана окружающей среды, модернизация сельского хозяйства), что требует новые цифровые технологии.

Социально-экономические. Численность населения (более 1,4 млрд.) и размер рынка дают Китаю огромную внутреннюю покупательную способность. Интерес к восприятию цифровых технологий в обществе огромен – 700 млн. интернет-пользователей, более 280 млн. пользователей интернета не старше 25 лет, действует 4,54 млн. веб-сайтов. Для сравнения, в Индии (население около 1,36 млрд.) число интернет-пользователей составляет около 420 млн.

Китай «обеспечивает себя» устройствами, по данным Чайна Дэйли, в 2017 г. Китай произвел 97 млн. смарт-телевизоров, 130 тыс. промышленных роботов. Цель правительства – обеспечить переход от производства к инновациям (от бренда «Сделано в Китае» к бренду «Придумано и разработано в Китае»). Создана «эко-система» под названием «BAT» (Baidu, Alibaba, Tencent) – три национальные крупнейшие технологические компании, которые обеспечивают электронный доступ к товарам и услугам миллионам потребителей.

Цифровизация влияет на появление новых рабочих мест. По данным МВФ, на платформе Алибаба зарегистрировано 11 млн. предприятий МСБ и 30 млн.рабочих мест. На платформе Диди-такси (аналог Убер-такси) зарегистрировано 13 млн.водителей. Сфера IТ предлагает 1,4 млн. рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Глобальные. Китай, как мировая держава, ставит целью преодолеть технологическое отставание и догнать развитые страны. Наряду с продвижением глобальной инициативы «Один пояс-один путь», лидер Китая использует международные площадки для обозначения растущей роли цифровых технологий в экономике страны. В 2017 г. в китайском городе Сямэнь прошел Саммит БРИКС, на повестке которого стояли проблемы глобальной торговли, цифровой экономики, электронной торговли, кибербезопасности. Организаторы использовали в работе саммита технологию VR-кода для презентации участников.

Заключение

Как отмечается в докладе Всемирного банка, цифровые технологии быстро распространились в большинстве стран мира. Однако цифровые дивиденды — более широкие выгоды для развития от использования этих технологий — запаздывают. Совокупный эффект от использования цифровых технологий оказался слабее ожидаемого и распределяется неравномерно. Чтобы максимально использовать потенциал цифровой революции, странам необходимо заниматься «аналоговыми дополнениями»: совершенствовать законодательство, обеспечивающее инновации и конкуренцию, приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики, обеспечивать подотчетность институтов.

На сегодняшний день Китай отошел от концептуального уровня исследования цифровой экономики и вступил в прагматичную стадию эффективной реализации и интеграции с реальной экономикой. Китай становится все более важной глобальной цифровой экономикой и пытается проводить развитие цифровой экономики в новых и более передовых областях. Учитывая существование ряда провинций со сравнительно низким уровнем развития экономики и цифровизации, которым власти КНР уделяют все больше внимания, страна обладает достаточно большим пространством для развития цифровой экономики. Более того, перспективным представляется повышение уровня цифровизации в традиционных секторах экономики, в особенности — в агропромышленном. Таким образом, есть все основания полагать, что в будущем КНР будет двигаться вперед, развивая современные технологии и внедряя их в реальные сектора экономики.

Литература

1. Волкова А. А., Плотников В. А., Рукинов М. В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и рискиформирования и развития // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С. 38–49.

2. Доклад о Целях в области устойчивого развития ООН, 2018 г. [Электронный ресурс] // ООН: сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://unstats.un.org/sdgs/fi les/report/2018/TheSustainableDevelopmentGoalsReport2018-RU.pdf (датаобращения: 01.06.2019).

3. Перспективы цифровой экономики ОЭСР, 2017 г. [Электронный ресурс] // ОЭСР: сайт Организации экономического и социального развития. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-digitaleconomy-outlook-2017/summary/russian_4657a930-ru#page1 (дата обращения: 05.06.2019).

4. Цифровые дивиденды. Обзор Группы Всемирного банка [Электронный ресурс] // Всемирный банк: сайт Всемирного банка. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDRWDR2016Overview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-OUO-9.pdf (дата обращения: 03.06.2019).

5. Цифровой индекс Всемирного банка [Электронный ресурс] // Всемирный банк: сайт Всемирного банка. URL:http://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016/Digital-Adoption-Index (дата обращения: 10.06.2019).

6. Цифровая экономика Китая вносит больший вклад в ВВП [Электронный ресурс] // Чайна Дэйли. URL: https://www.chinadailyhk.com/articles/132/187/31/1545558119154.html (датаобращения: 10.06.2019).

7. The development of China’s digital economy // The State Council of the People’s Republic of China [Электронныйресурс] // ОфициальныйсайтГосударственногоСоветаКНР. URL: http://english.gov.cn/news/video/2018/05/29/content_281476164673878.htm (дата обращения: 30.05.2019).

8. China Academy of Information and Communications Technology (CAICT)

Просмотров работы: 475