Экономическое и неэкономическое стимулирование медицинских сестер - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Экономическое и неэкономическое стимулирование медицинских сестер

Поликарпова А.М. 1, Ефремова В.В. 1
1Российский университет дружбы народов (РУДН)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе здравоохранения сестринский персонал – значимая часть трудовых ресурсов. На профессиональную деятельность медицинских сестер особое влияние оказывают такие негативные факторы, как недостаточный престиж профессии, относительно низкая заработная плата, сложные условия труда, что затрудняет процесс управления и снижает удовлетворённость трудом и в следствии этого продуктивность труда.

Актуальностью проблемы стимулирования медицинских сестер является в нынешнем здравоохранении, так как важно поддерживать работоспособность медицинских сестер на продуктивном уровне [1].

Обратимся к определениям, которые будут использоваться в работе.

Мотивы (от фр. «motif» - побудительная причина, повод к тому или иному действию) – это совокупность психических движущих причин, обуславливающих поведение, действие и деятельность людей [2].

Мотивация – это побуждение, направленное на поддержание поведения. Она связана с понятиями потребности, мотива и рядом других мотивационных факторов. Эти факторы, кроме потребности и мотива, включают в себя цели, стимулы, интересы, намерения, побуждения и влечения [3].

Стимулирование – это воздействие на поведение работника с помощью стимулов. «Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы» [5].

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать факторы удовлетворенности трудом.

Удовлетворенность трудом - это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы, совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности - факторов, определяющих, в конечном счете стремление к полезной деятельности, проявление творческой инициативы, готовность к партнерскому сотрудничеству [6].

В нашей работе мы спрашивали у респондентов об их удовлетворенности трудом и получили следующие результаты: 58,3% респондента удовлетворены своим трудом частично. 10,4% респондентов не удовлетворены трудом.

Рис. 1– Уровень удовлетворенности трудом.

У этой группы респондентов (которые не удовлетворены трудом или удовлетворены частично) мы спрашивали о том, ликвидация каких факторов будет способствовать увеличению их удовлетворенности трудом. И их ответы показали следующее:

Рис. 2– Проблемы, которые помогут повысить удовлетворенность трудом.

По данным исследования (рис. 2) среди проблем, при решении которых может повыситься удовлетворенность трудом, респонденты выделяют: организация труда (66,7 %), материальные проблемы (61,5 %), отношения с администрацией (48,7 %), социальные проблемы (20,5 %), отношение с коллегами (7,7 %).

Так же мы опрашивали полностью удовлетворенных медицинских сестер/братьев (их оказалось 31,3%), о факторах, которые обеспечивают их удовлетворенность трудом. Результаты получили следующее:

Рис.3 – Факторы, обуславливающие удовлетворенность трудом.

На рис.3 можно заметить, что на удовлетворенность влияют: содержание труда 83,3% и заработная плата 77,1%, в меньшей степени возможность карьерного роста 56,3% и признание со стороны окружающих 52,1%.

Наше исследование опирается на двухфакторную теорию Ф. Герцберга которая гласит, что есть две группы факторов, обусловливающие удовлетворенность трудом: гигиенические и мотивирующие [4].

- мотивирующие факторы –достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалифицированного роста, высокая степень ответственности;

- гигиенические факторы – условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками.

Как показывают ответы не удовлетворённых и частично удовлетворенных своим трудом респондентов, они выбирают гигиенические факторы по Ф. Герцбергу. Респонденты, которые удовлетворены своим трудом полностью, выбирают тоже в основном гигиенические факторы, но при этом более 50% отдают свое предпочтение уже и мотивирующим факторам. Из этого мы сделали вывод, что только после удовлетворения гигиенических факторов человека можно использовать мотивирующие, которые будут повышать продуктивность труда медицинских работников.

Данным вопросом мы определили, какое стимулирование более значимо, по мнению респондентов.

Рис. 4– Виды стимулирования

Анализ данных на рис. 4 свидетельствует о предпочтении экономического стимулирования у более ¾ респондентов.

Вывод по теории Ф. Герцберга гласит, что экономическое стимулирование не является мотивирующим фактором. Для подтверждения этого мы задали следующий вопрос: «Если вам увеличить зарплату на 5000 руб., то в течение какого времени это будет являться для вас стимулом?»

Рис. 5 – Стимулирование посредством отношения денег и времени

И получили парадоксальные результаты (рис. 5). При увеличении зарплаты респондентам на 5000 руб., что составляет 16 % от средней зарплаты медицинских сестер по России (31 262 руб.) для 25% респондентов это будет являться стимулом всего на 1 – 3 месяца. Другие 25 % считают, что они и так работают на максимуме своих возможностей. Данные ответы подтверждают положение теории Ф. Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.

Выводы: обращаясь к вышесказанному, мы подтверждаем свою гипотезу о том, что экономическое стимулирование способствует повышению удовлетворенности медицинских сестер своим трудом. Мы сделали этот вывод на основании следующих результатов.

1. Проанализировав ответы респондентов, которые не удовлетворены трудом или удовлетворены трудом частично, мы выявили, что ¾ респондентов отдает предпочтение повышению зарплаты и премиям (экономическое стимулирование).

2. 62,5 % респондентов считают, что повысить удовлетворенность трудом можно с помощью решения материальных проблем и установления оптимальных условий труда.

3. 58,3 % респондентов удовлетворены трудом частично, но при этом они оценивают свою продуктивность труда на высшем уровне.

4. 83 % медицинских сестер считают, что экономическое стимулирование является наиболее действенным.

5. При увеличении зарплаты респондентам на 5000 руб., что составляет 16 % от средней зарплаты медицинских сестер по России (31 262 руб.) для 25% респондентов это будет являться стимулом всего на 1 – 3 месяца. Другие 25 % считают, что они и так работают на максимуме своих возможностей. Данные ответы подтверждают положение теории Ф. Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ананьев, А.П. Менеджмент: учебник / А.П. Ананьев. - М.: Экономист, 2008. - 167 c.

Аширов, Д.А. Управление персоналом: учебное пособие / Д.А. Аширов. – М.: Проспект, 2008. - 432 с.

Викерстафф, С. Учебные материалы по курсу Управление персоналом / С. Викерстафф, В. Герчиков. - Новосибирск: ИЭИОПП, 1994. - 77 с.

4. Герцберг, Ф. Побуждение к труду и производственная мотивация / Ф. Герцберг, М.У. Майнер // Социологические исследования. - 1990. - № 1. - С. 126.

5. Корнова, Г.Р. К вопросу о мотивации работников сервисной организации / Г.Р. Корнова, Е.В. Логинова. // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2013. - №6. - С. 71.

6. Теоретико-методологические основы исследования проблем уровня доверия в организации [Электронный ресурс] / 2017-2020. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://studwood.ru/2068215/menedzhment/ udovletvorennost_trudom_faktory_vliyayuschie_udovletvorennost_trudom (дата обращения 29.10.2020).

Просмотров работы: 8