Участие медицинской сестры в профилактике алкоголизма - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Участие медицинской сестры в профилактике алкоголизма

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Злоупотребление алкоголем – одна из превалирующих проблем среди населения нашей страны. По данным ВОЗ среднее потребление алкоголя в год (в литрах чистого этилового спирта) на душу населения (в возрасте 15 лет и старше) за период 2016—2018 года в России составляет 7,8 л [10]. Согласно данным ВОЗ, ежегодное потребление алкоголя свыше 8 л на человека представляет угрозу для государства, так как ведет к повышению смертности, деградации общества, снижению работоспособности, оказывает негативное влияние на будущие поколения.

По данным РОССТАТА смертность от случайных отравлений алкоголем за 2018 год составляет 11 тысяч человек [12]. Так же контингент пациентов с алкоголизмом и алкогольными психозами, состоящий на учете в лечебно-профилактических организациях, на конец 2018 года составил 1,2 миллиона человек [11].

Алкоголизм, так же, как и все пагубные последствия, связанные с ним, можно предупредить и не допустить их развития. В то же время важно понимать, что абсолютный отказ от алкоголя невозможен. Тем не менее, работа по снижению его потребления и минимизации ущерба от последствий потребления алкоголя должна проводиться.

В России повсеместно в числе лиц, которые обратились за помощью в наркологическую службу, более 80% составляют люди с зависимостью от алкоголя. По причине этого среди профилактики наркологических заболеваний больший упор нужно делать на профилактику алкоголизма, что должно выражаться в числе и структуре проводимых мероприятий по профилактике [4].

Профилактика алкоголизма – это комплекс социальных, воспитательных и правовых аспектов, ставящих совей целью оградить население от употребления спиртных напитков, выявить и устранить причины употребления алкоголя, выработать у населения навыки ведения ЗОЖ, провести лечение и реабилитацию людей, страдающих зависимостью от алкоголя [1].

В российской медицине более всего известна рекомендованная ВОЗ концепция первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная профилактика алкоголизма – это система мер, направленных на население, которое еще не имеет алкогольной зависимости, и призвана оградить данных лиц от употребления спиртосодержащих напитков. Контингентом данного вида профилактики является все население, но первостепенно она затрагивает детей и подростков. Первичная профилактика носит неопределенный характер и проявляется в информировании населения посредством социальных, психологических, педагогических и медико-биологических аспектов [4].

По мнению М.Б. Дерягиной эффективнее всего будет начать проводить профилактику алкоголизма в младшей и средней школе. Наибольший упор в работе с подрастающим поколением нужно сделать на сферы, с которыми ребенок соприкасается чаще всего, а именно:

семью;

образовательные организации;

свободное время и связанное с ним общество.

З.В. Коробкина считает, что наиболее оптимальным местом проведения первичной профилактики алкоголизма будут являться образовательные учреждения, в которых будут работать подготовленные специалисты, так как обычные педагоги считают себя недостаточно квалифицированными для проведения подобной профилактики и напротив, опасаются вызвать повышенный интерес к алкоголю, проводя профилактику алкоголизма лично [7].

Вторичная профилактика алкоголизма направлена на население, у которого уже имеются признаки зависимости от алкоголя, то есть людей группы риска развития наркологических заболеваний. Она носит предупреждающий характер и направлена на население любого возраста, но, так же, как и в первичной профилактике, особое внимание уделяется группе, состоящей из молодых людей [7, 4]. Данный вид профилактики по большей части проводится амбулаторно, задействует медицинские методы осмотров, диагностики и консультирования с применением психологических, педагогических и психокоррекционных методик.

Третичная профилактика алкоголизма нацелена на население, у которого уже имеется зависимость от алкоголя. Она носит лечебный и реабилитационный характер и направленна на население любых возрастов.

Для людей, страдающих зависимостью от алкоголя, существуют такие организации, как Школы здоровья по отказу от алкоголя. В них сочетаются средства и методы группового и индивидуального воздействия, имеющего целью поднять уровень информированности населения о конкретном заболевании, привить навыки профилактики данного заболевания, повысить качество жизни и сохранить здоровье [2].

Целью обучения людей в школе здоровья по отказу от алкоголя является приближение пациентов к осознанному отказу от алкоголя за счет развития мотивации к выздоровлению.

Данная цель достигается решением следующих задач:

приобретение пациентами знаний о вреде, оказываемым алкоголем, как на отдельные органы и системы, так и на организм человека в целом;

выявление причин и факторов злоупотребления алкоголем;

обучение пациента самоанализу и самооценке;

выбору способов и методов отказа от алкоголя.

Профилактическую работу в школах здоровья по отказу от алкоголя могут проводить специалисты с медицинским образованием – врачи, медицинские сестры, фельдшера. Группы обучающихся в школах здоровья людей формируются по разным критериям: возраст, образование, особенности культуры, профессии и т.д. Специфичность проводимой работы напрямую зависит от сформированной группы [5, 9].

Медицинская сестра, работая с человеком, страдающим алкоголизмом, должна помнить о том, что проблемы пациента разняться в зависимости от стадии болезни, следовательно, проводимые сестринские вмешательства должны непременно изменяться вместе с ними. Проводя работу с такими пациентами всегда нужно принимать во внимание эмоциональное состояние, в котором находится больной. Это может быть как состояние радости и безмятежности, так и озлобленное настрой. В основном характер настроения зависит от стадии заболевания. На основании этого нужно подбирать метод общения с пациентом [3, 6].

Исходя из принципа – «если болен человек, больная и семья», очевидна значимость работы медицинской сестры не только с пациентом, но и с его родственниками и близкими. Взаимодействуя с семьей пациента, следует иметь в виду, что они могут быть негативно настроены по отношению к больному, в силу непонимания ими того, что алкоголик – это больной человек, к которому нужен особый подход. В данной ситуации, медицинской сестре следует объяснить им специфику заболевания и добиться понимающего отношения к пациенту.

Злоупотребление алкогольными напитками способно поспособствовать развитию более 60 болезней, которые, в свою очередь, приведут уменьшению срока жизни, потери трудоспособности и другим неблагоприятным социально-экономическим последствиям [8]. Из вышеупомянутого числа заболеваний, наиболее значительный вклад в потерю трудоспособности и преждевременную смертность вносят болезни:

поджелудочной железы: острый и хронический панкреатит;

печени: алкогольный гепатит и цирроз печени;

желудочно-кишечного тракта: гастриты, рефлюксная болезнь, варикозное расширение вен пищевода;

БСК: кардиомиопатии, гипертоническая болезнь, мозговой инсульт, ишемическая болезнь сердца;

злокачественные новообразования печени, пищевода, гортани, поджелудочной железы, молочной железы;

нарушения репродуктивной функции: сексуальные дисфункции, ранняя менопауза, нарушения развития плода и выкидыши;

неврологические: алкогольный абстинентный синдром, судороги;

психические расстройства: изменения настроения, депрессия и тревога.

Потребление алкоголя беременной женщиной может привести к развитию алкогольного синдрома плода и к осложненным преждевременным родам, оказывающим разрушающее воздействие на здоровье и развитие новорожденного ребенка [8].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что роль медицинской сестры в профилактике такого заболевания, как алкоголизм, весьма многогранна. Она принимает участие на всех стадиях заболевания, проводит профилактику, как в обычных школах, так и школах здоровья, поликлиниках, наркологическихдиспансерах, больницах непсихиатрического профиля и др. В силу специфики заболевания, медицинской сестре приходится взаимодействовать с людьми различными по возрастным категориям, профессиям и социальным группам, а так же с семьями пациентов. Следовательно, медицинская сестра должна обладать не только клиническими знаниями, но и навыками общения с разнообразным контингентом людей.

Выводы:

Алкоголизм и злоупотребление алкоголем являются широко распространенными социально значимыми проблемами, требующими комплексного решения.

Профилактика – это важнейший инструмент в борьбе с алкогольной зависимостью, ведь болезнь лучше предупредить, чем лечить.

Медицинская сестра в силу многогранности своей работы всегда может встретить пациента, который злоупотребляет алкоголем. Вследствие этого, ей необходимо знать, как выявить у пациента эту проблему и какие действия предпринять для ее решения.

Список используемых источников

Закон от 31 октября 2012 года № 141-З «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области» (с изменениями на 21 июня 2016 года) / Статья 2. Основные понятия.

Приказ департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 5 февраля 2014 г. N 244 «О совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области».

Братусь, Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме / Б.С. Братусь. – М., 1974. – 96 с.

Брюн, Е.А. Медицинская профилактика наркологических заболеваний: клинические рекомендации. / Е.А. Брюн, Т.В. Клименко, Е.А. Кошкина и др. – М.: ООО «НьюТерра», 2015 – 154 с.

Винникова, М.А. Школа здоровья. Алкогольная зависимость: материалы для пациентов / Под ред. М.А. Винниковой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 80 с.

Ерышев, О.Ф. Краткосрочная психотерапия больных алкоголизмом с неврозоподобными расстройствами. Новая медицинская технология / О.Ф. Ерышев и др. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. – 33 с.

Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / 3.В. Коробкина, В.А. Попов. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.

Масленникова, Г.Я. Алкоголь и риск развития неинфекционных заболеваний: стратегии контроля в Российской Федерации. / Г.Я. Масленникова,  Р.Г. Оганов. [Электронный ресурс] / Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2013. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://roscardio.ru/ flash/ktpi/42013/maslenikova.pdf (дата обращения: 27.11.2020).

Уфимцева, Н.Ф. Технологии социальной работы с людьми, страдающими алкогольной зависимостью в Свердловской области. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Н.Ф. Уфимцева, Ю.С. Чемезова – Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. – 151 с.

Ежегодное потребление алкоголя, литры чистого спирта на человека, население возрастом 15+ лет. [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. – 1998 – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfa_426-3050-pure-alcohol-consumption-litres-per-capita-age-15plus/visualizations/#id=19443&tab=graph (дата обращения: 10.10.2020).

Состояние здоровья населения. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999 – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_34/Main.htm (дата обращения: 10.10.2020).

Умершие по основным классам причин смерти. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999 – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/ b19_34/Main.htm (дата обращения: 10.10.2020).

Просмотров работы: 2267