Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения [1].
Смешанное обучение в настоящее время призвано помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения. При очном, классно-урочном, обучении не всегда можно реализовать требование включенности каждого ученика в образовательный процесс. Кроме того, временные рамки урока не позволяют многим достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов, что не дает возможность реализовать требование гибкости образовательного процесса, предусматривающее удовлетворение различных персональных познавательных стилей ученика.
Смешанное обучение – один из трендов современного образования, она позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и взаимно компенсировать недостатки каждого из них.
С реформой системы российского образования и переходом на ФГОС, введением единой государственной аттестации стало возможным говорить о внедрении элементов смешанного типа обучения в традиционное обучение школьным предметам. С появлением обучающих материалов онлайн, постоянной оцифровке литературы и ее массовой доступности росли и возможности реализации смешанного типа обучения росли в геометрической прогрессии.
В качестве организационного новшества введения смешанного обучения современные методисты рассматривают поэтапный отказ от фронтальной формы взаимодействия педагога и обучающихся. С точки зрения учебных стратегий, ключевая роль отводится ученическому индивидуализму [2].
Обеспечить это призвана онлайн-система. Среди требований к системе следует отметить обеспечение автономности обучающихся – осуществление образовательной деятельности без дополнительных вопросов педагогу. Система должна отличаться гибкостью – в соответствии с различными образовательными потребностями обучающихся в системе должна присутствовать функция прокладывания различных маршрутов. Отдельные ожидания связаны с автоматическим формированием различных типовых заданий для обучающихся, чтобы предупредить проблему недобросовестного решения учебных задач, стимулировать развитие культуры самостоятельной учебной деятельности. Еще одной особенностью онлайн-среды является наличие удобной моментальной обратной связи, поскольку решения образовательных задач уже заложены в систему, обучающийся может получить результат сразу же после выполнения задания [3].
Поскольку смешанное совмещает элементы аудиторной работы и информационных технологий для организации онлайн-обучения как на уроке, так и вне его, рекомендуется выбрать систему дистанционного обучения (СДО). Мы проанализировали существующие СДО и выделили следующие платформы, как наиболее подходящие для реализации смешанного обучения в общеобразовательной школе: Moodle, Capterra, Edmodo, SkyPrep, Bridgem, Litmos LMS, Blackboard, Diskurs, Canvas, Claroline LMS, ATutor.
Для того, что обучающимся было легче принять новый тип обучения, необходимо чтобы процесс обучения отличался динамичностью и большей интерактивностью, нежели привычный. В последний годы появилось программное обеспечение для образовательных целей стремительно развивается. На сегодняшний день даже подготовка материалов урока и проверка выполненных заданий может происходить автоматически, учителю нужно лишь выполнить контроль качества работы машинной проверки, в случае необходимости провести редакционную работу [3].
Далее мы предлагаем рассмотреть перечень инструментов информационной образовательной среды.
Поскольку любой урок должен иметь четкую структуру, начнем с мотивации к учебной деятельности. Чтобы обучающиеся включались в работу, начать урок рекомендуется с показа определенного видеофрагмента, мотивирующего к изучению темы. Для этого можно использовать разнообразные платформы, самой популярной в настоящее время является Youtube.
Для актуализации знаний, закреплению пройденного материала рекомендуется использовать Kahoot! На этой платформе можно выбрать множество миниигр, которые разрабатывают и предоставляют в общий доступ как отдельные учителя, так и профессиональные методисты ведущих издательств, например, существуют разделы с квизами от Macmillan. Учитель выбирает определенный квиз и открывает на него ссылку обучающимся. Для прохождения им нужно только перейти по ссылке и ввести свое имя, для того, чтобы видеть рекорды своих одноклассников и сравнивать, насколько успешно работают остальные одноклассники.
Kahoot! Предоставляет для нас интерес тем, что на этой платформе в настоящее время существует впечатляющее количество готового материала, который можно использовать на уроке английского языка прямо сейчас.
Также для этой цели можно использовать Google Forms, платформа отличается своей простотой и минимализмом – учитель сам задает проблемные вопросы/ составляет тесты и делится ими с обучающимися. В отличии от Kahoot!, в Google Forms отсутствует анимация, обучающиеся могут быстро потерять интерес к работе с ней. По завершению теста обучающимся также можно разрешить доступ к просмотру собственных/ чужих результатов, для того, чтобы сохранялся соревновательный интерес.
Для совместной работы обучающихся необходимо выбрать инструмент, который бы позволял в режиме реального времени вносить изменения в один и тот же проект. Широкой популярностью пользуются бесплатные конструкторы диаграммы связей (mind-map, карта мыслей). В качестве примера мы предлагаем обратить внимание на такие инструменты, как Bubbl.us, Miro, MindMup. Эти бесплатные Интернет-ресурсы позволяют включить в работу весь класс, необходимо предоставить доступ к редактированию и изменению диаграмм посредством добавления электронной почты учеников. Так они смогут работать как индивидуально с последующей демонстрацией классному коллективу своего проекта, так и совместно прорабатывая определенную идею, дополняя свою карту мыслей замысловатой анимацией.
Мы отмечаем высокую эффективность Bubbl.us, Miro, MindMup для постановки учебной задачи, формулировки определенной проблемы, планирования учебной деятельности обучающихся. Поскольку количество диаграмм связей можно создавать неограниченное количество, для каждой задачи педагог может использовать разные, переключаться между ними в зависимости от этапа урока.
Для открытия новых знаний учитель может использовать материал, размещенный на YouTube, на сайте аутентичных толковых словарей, например, Lexico, MerriamWebster. Совместное изучение небольших статей положительно скажется на развитии эрудиции обучающихся, поспособствует развитию интереса к изучаемому языку.
Для первичного закрепления изученного материала, его применения и воспроизведения можно вновь использовать Kahoot!, learningapps.org. Еще одним прекрасным инстументом для интенсификации изучения иностранного языка в школе является интерактивная рабочая тетрадь Skysmart. Сайт предоставляет доступ к материалам рабочих тетрадей всех учебников английского языка, рекомендованных министерством образования. В режиме реального времени учитель может выбрать задания по изученной в учебнике теме и предложить к выполнению задания рабочей тетради. Проверка выполненных заданий осуществляется автоматически, учитель лишь осуществляет контроль качества и в случае необходимости корректирует отметку обучающегося. На сайте представлено множество материала для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, что позволяет давать задания тем обучающимся, кто собирается заниматься языком дополнительно.
Одним из ключевых элементов современного обучения является рефлексия. Для проведения успешной рефлексии своих учебных действий, изученного материала, отношению к изучаемому материалу можно использовать опросники в Google Forms, но поскольку слишком частое обращение к данному инструменту может утомить обучающихся, рекомендуется использовать несколько другой способ выражения собственного отношения. Например, можно создать группу/ чат в одном из популярных мессенджеров и по необходимости показывать свою реакцию на определенные виды учебной деятельности, свою оценку усвоения пройденного материала. Так обучающиеся смогут увидеть преобладающее в группе настроение, лучше узнать своих одноклассников, предложить помощь тем из них, у кого наблюдается потеря интереса, либо трудности в освоении учебного материла [1].
В настоящее время существует огромное множество разнообразных инструментов, делающих процесс обучения красочнее, интереснее, привлекательнее и доступнее для обучающихся.
Использованная литература:
Психология человека в современном мире. Том 3. / Под ред. А. Л. Журавлёва, В. В. Знакова, Е. А. Сергиенко и И.О. Александрова. М.: Институт психологии РАН, 2009.
Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы / Любомирская Н. В., Рудик Е.Л., Чигирева Е.В., Хоченкова Т. Е. (Режим доступа: hse.ru/data/2019/06/13/1500493314).
Шаг школы в смешанное обучение / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. — Москва: Буки Веди, 2016
Blended learning / D. Clark // CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton BN1 1NH. − 2003.