Роль игровой деятельности в формировании экологического сознания населения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль игровой деятельности в формировании экологического сознания населения

Полянская Е.Р. 1
1Государственный университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особого внимания в настоящее время заслуживает проблема нарушения экологической устойчивости глобальной экосистемы, вызванная экологической неграмотностью населения Земли. По мнению ученых, от уровня экологического образования и экологической культуры граждан напрямую зависит жизнь и благополучие человека на планете.

В дошкольном, младшем школьном, а в некоторой степени и на других ступенях школьного образования приоритетным видом деятельности детей является игра - деятельность в смоделированных ситуациях, цель которых - воссоздание и усвоение общественного опыта, посредством которого формируется и развивается самоуправление поведением [2].

По мере перехода из одной возрастной группы в другую дети приобретают новые и развивают имеющиеся навыки, среди которых: возрастание устойчивости внимания, интенсивное развитие процессов намеренного запоминания, совершенствование зрительного, слухового, осязательного восприятия. В зависимости от возрастной группы определяется и длительность сюжетной игры: в младшем дошкольном возрасте это 10-15 мин.; в среднем школьном около 40-50 мин.; в старшем школьном возрасте игра может занимать от нескольких часов до дней [3].

Формированию игровых клубов в вузах во многом способствует деятельность Ассоциации «зеленых» вузов России. Ассоциация проводит экологически направленные массовые мероприятия, такие как круглые столы, конференции, выставки, фестивали, ярмарки и многие другие, привлекая студентов к актуальным экологическим проблемам. В результате формируются команды активных волонтеров, которые продолжают развивать темы экопросвещения в своих учебных заведениях посредством организации мероприятий, квестов, игровых и дискуссионных встреч.

В библиотеках распространена такая форма экологического просвещения, как дискуссионные экоклубы. Основными их целями являются: преодоление информационных разногласий в освещении экологических проблем; поддержка общественных экологических организаций; инициация природоохранной деятельности населения; экологическое просвещение.

На встречах затрагиваются важные вопросы природоохранной деятельности, экологические проблемы настоящего времени и обсуждаются возможные пути их решения и вклад каждого в общее дело. Экоклубы часто взаимодействуют с бизнес-структурами, такими как Тетра-пак, «Эка», EcoStandard group, российское экологическое издательство «Зеленая книга».

Дискуссионный формат встреч позволяет решать следующие задачи: отражение актуальной социально-значимой многоаспектной темы; получение достоверной информации по ключевым экологическим проблемам; обмен опытом практической природоохранной деятельности; установление партнерских взаимоотношений между различными организациями экологической направленности; предоставление возможности выражения собственного мнения; формирование позитивных настроений в среде активных граждан [3].

В рамках семейных экологических клубов проводятся лекции на экологическую тематику, а также игры и практикумы, позволяющие ребенку почувствовать себя юным натуралистом, при этом родители также активно вовлечены в экологоориентированную деятельность, совместно с детьми слушая лекции, обсуждая и выполняя разнообразные задания.

Экологические клубы имеют место не только в библиотеках, но и при музеях. Основной их целью является воспитание экологической осознанности. Сотрудники клуба проводят кружки, лекции и занятия, рассказывая, как все устроено в природе, и учат любить и ценить окружающую среду.

Кружки, как правило, состоят из теоретического занятия и игровой активности – настольные игры, игры-беседы или квесты по музею. На практических занятиях дети вместе с родителями выращивают кристаллы и семена, изучают образцы тканей под микроскопом. Еще одно возможное направление занятий – творческий кружок, где участники делают украшения, игрушки, открытки и различные предметы из природного и вторсырья.

В век цифровых технологий набирают популярность интерактивные экологические квесты на различные тематики: раздельный сбор, правильное обращение с отходами, рациональное и бережное использование ресурсов. Вниманию участников предлагается несколько модулей с различными типами заданий - от посадки дерева у себя во дворе, проверки кранов в университете до обращения в администрацию для решения серьезных вопросов. По словам участников, после прохождения квестов в их деятельности закрепились понятия «эковолонтеры» и «активисты», появилась возможность организовать раздельный сбор отходов на постоянной основе в общежитиях и университетах, при поддержке вуза были созданы экологические студенческие организации [1].

Игра - довольно свободная и яркая форма обучения, направленная на получение эмоций и переживаний, взаимодействие в коллективах разной размерности. Содержание игры, знания, полученные в результате ее реализации, в большинстве случаев транслируются в самостоятельную деятельность, глубоко проникают в сознание и являются устойчивым базисом под прирост в более старшем возрасте профессиональных знаний, умений и навыков.

Список источников

Greenpeace Greenwire: официальный сайт. – URL: https://greenwire-russia.greenpeace.org (дата обращения 27.10.2020)

Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. – Оренбург, 2005. – 116 с.

Степанова О.А. Игровая школа мышления. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017 – 128 с.

Просмотров работы: 16